Означающее

209

— чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин "semainomenon", тогда как в средневековой логике и философии был принят термин "signans". В концепции де Соссюра "О." в вербальном языке представляет собой "акустический образ", причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что "О." — это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств, это психический отпечаток звучания, который предшествует в акте говорения физиологическому процессу (говорения, фонации) и физическому процессу (колебание звуковых волн). Всякий акустический образ — это сумма ограниченного числа элементов или фонем, которые можно изобразить на письме с помощью соответствующего числа знаков.

Несмотря на то, что "О." репрезентирует план выражения и в известном смысле материально, речь идет о весьма специфической материальности, ибо О. Состоит из собственно материальной части (звук) и идеальной (отпечаток, образ звучания, материальная сторона в сознании). Связь между означаемым и О., по мысли Соссюра, конвенциональна, то есть немотивирована и условна (особенно в знаках-символах, то есть в большинстве знаков вербального языка). Это не исключает частичной мотивированности некоторых знаков, хотя речь может идти лишь об относительной мотивации, будь то случаи звукоподражания (ономатопеи), или иконических знаков. Концепция "О." как акустического образа, равно как и его неразрывная связь с означаемым были подвергнуты жесткой критике со стороны Деррида в книге "О грамматологии".

Он считает, что О. Не является чем-то вторичным и производным (по отношению к мысли, как и письмо по отношению к устной речи). Более того, языковой знак не существует до письма, а письмо не может рассматриваться лишь как "изображение (репрезентация) языка". Напротив, письмо есть (перво)начало любой языковой деятельности, а "акустический образ" не обязательно должен мыслиться как (внутренний) отпечаток, копирующий реальность внешнюю. (См. Соссюр, Означаемое, Знак, Деррида, Означивание.)А.Р. Усманова.

Значения в других словарях
Означающее

формальная сторона знака (см. Знак языковой), находящаяся в неразрывной связи с др. Его стороной — означаемым (См. Означаемое). О. Является абстрактной единицей языка, представляющей собой класс конкретных сущностей плана выражения (См. План выражения) (иногда называемых «сигналами»). В отличие от «сигнала», способного передавать множество конкретных «сообщений», определённое О. Является таковым лишь по отношению к единственному означаемому. Лит. См. При ст. Означаемое. ..

Означающее

ОЗНАЧАЮЩЕЕ - формальная сторона знака языкового, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной - означаемым. Означающее - абстрактная единица плана выражения.. ..

Означающее

Формальная сторона знака языкового, находящаяся в неразрывной связи с другой его стороной - означаемым. Означающее - абстрактная единица плана выражения.. ..

Означающее

ОЗНАЧА́ЮЩЕЕ -его. М. Лингв. Материальная оболочка языкового знака (звучание, написание и т.п.), находящаяся в неразрывной связи с его содержательной стороной (означаемым).. ..

Означающее

Чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин "semainomenon", тогда как в средневековой логике и философии был принят термин "signans". В концепции де Соссюра "О." в вербальном языке представляет собой "акустический образ", причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что "О." - это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств, это психический отпечаток звучания, который предшествует в акте говорения физиологич..

Означающее

Чувственно воспринимаемая сторона знака, относящаяся к плану выражения. Стоики использовали термин 'semainomenon', тогда как в средневековой логике и философии был принят термин 'signans'. В концепции де Соссюра 'О.' в вербальном языке представляет собой 'акустический образ', причем Соссюр неоднократно подчеркивал, что 'О.' - это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств, это психический отпечаток звучания, который предшествует в акте говорения физиологич..

Озабоченность

Быть озабоченным, по Хайдеггеру, – обычное поведение в отношении вещей, бытие которых состоит в том, что они могут служить чему-либо, благодаря им можно что-то сделать, выполнить, разрешить. Хайдеггер характеризует такое поведение скорее как осмотрительность в противоположность обычному наблюдению, которое не способно раскрыть бытие вещей. См. Также Общая забота, Орудие, Подручность.. ..

Означаемое

— термин, используемый в семиотике для определения содержательной ("умопостигаемой") стороны знака, отсылающий к "понятию" ("знак" связывает не вещь и ее название, но понятие и его акустический образ). О. Неразрывно связано с означающим и не может существовать без последнего. Термин "О." использовался и стоиками (греч. Термин semainomenon — "понимаемое", "подразумеваемое"), и средневековыми философами (Августин использовал для его обозначения латинский термин signatum), однако детальную разработ..

Означивание

— базовое понятие постмодернистской концепции текстовой семантики, фундированной отказом от идеи референции (см. Пустой знак), фиксирующее процессуальность обретения текстом смысла, который исходно не является ни заданным, ни данным. Эта установка основана на радикальном отказе философии постмодернизма от презумпции логоцентризма, предполагающей наличие глубинного имманентного (исходного) смысла в феноменах бытия (см. Постмодернистская чувствительность). По оценке Фуко, в отличие от классики, во..

Ойзерман Теодор Ильич

..

Дополнительный поиск Означающее Означающее

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Означающее" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Означающее, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа