Паскаль (Рascal) Блез

197

(1623-1662) - фр. Философ, ученый и публицист. Как публицист П. Прославился прежде всего своими сатирическими "Письмами к провинциалу" (1656-1657), в которых вполне проявился его дар не только полемиста, но и превосходного писателя. Непосредственными объектами его критики стали иезуиты с их "облегченной" трактовкой христианской морали - последователи доктрины пробабилизма. В этой полемике П. Выступал на стороне янсенистов - сторонников более суровой, августинианского толка, линии в католицизме, ставшей одной из религиозных предпосылок классицизма.П. Был одним из крупнейших ученых 17 в. - создателем первой счетной машины, глубоким исследователем теории вероятностей, автором трактатов о вакууме и равновесии жидкостей.

При этом он довольно сдержанно (будучи в этом близок "позднему" Р. Декарту) оценивал познавательные возможности науки, которой недоступны как бесконечно малое природы, так и бесконечно большое. П. Был одним из первых в своем веке, кто указал на зазор, существующий между наукой и нравственностью. Однако фр. Просветители 18 в. (Вольтер, Кондорсе и др.) признавали П. Именно как ученого, игнорируя его религиозную философию.Деятельность П. Как философа составила существенную альтернативу картезианству, выступившему в роли главного направления фр. Мысли как в физике, так и в метафизике. Фундаментальное размежевание П. С Декартом и его последователями происходит на почве оценки роли экзистенциального фактора. Если для Декарта человек - это почти исключительно разум (правда, в "Размышлениях о первой философии" на первый план выходит воля), а его основной познавательный инструмент - интеллектуальная интуиция, то для П.

Человек - это еще и тело и душа (у Декарта душа и интеллект - зачастую синонимы). Реабилитация чувства происходит благодаря признанию П. Основополагающей роли внутреннего чувства, интуиции "сердца", не просто конкурирующего с разумом, но являющегося единственным источником достоверного знания о пространстве, времени, движении, а главное - о Боге. Будучи "поврежденным" в результате грехопадения (что в особенности обнаруживается в нравственной и рациональной деятельности), человек, с т.зр. П., склонен концентрировать свое внимание на собственном "величии". Единственно верная нравственная позиция состоит, однако, в "ненависти к себе". Себялюбие (amour-propre) составляет основу самообмана человека, сознающего в глубине души собственное онтологическое ничтожество.

Самозабвенная познавательная деятельность составляет один из наиболее основательных способов уйти от себя. Единственная причина, по которой мы можем любить себя, состоит в нашей способности любить других, в конечном счете - любить в человеке "образ Божий". Любовь образует автономное начало нравственного чувства, которое не может быть выведено ни из разума, ни из соображений пользы. Христианская нравственность обнаруживает себя в "бодрствовании", т.е. В отклике на непрекращающиеся страдания Христа. Любя другого, отзываясь на его боль, человек тем самым не предает забвению и собственный "чистый образ".Согласно П., разум и сердце апеллируют к различным видам достоверности. Если первый адресует нас к знанию, то второй - к пониманию.

Продукция разума нейтральна. Она доступна всем, кто достаточно образован. Послание же сердца доступно только др. Сердцу. Чтобы это произошло, адресату необходимо экзистенциально совпасть с отправителем, жить с ним в едином эмоциональном ключе. Наконец, если разум доказывает свои истины, то сердце убеждает в них. Одним из элементов такого рода убеждения был литературный талант П., сыгравший немаловажную роль в его полемике с иезуитами - людьми весьма эстетически одаренными.Др. Важными темами П. Стали трагичность человеческого бытия, проявляющаяся в переживании человеком своей конечности, а также человеческое достоинство, обнаруживающееся в сознании (сравнение человека с "мыслящим тростником") собственного удела.

П. Во многом предвосхитил экзистенциально ориентированные направления позднейшей зап. Философии (Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, А. Камю и др.). Значительно его воздействие и на рус. Мыслителей (Ф.М. Достоевский, Л. Шестов). Oeuvres. V. 1-14. Р., 1904-1914. В рус. Пер. - Мысли. М., 1994. Письма к провинциалу. Port-Royal, 1997. Стрельцова Г.Я. Паскаль. М., 1979. Brunschvicg L. Pascal. Paris, 1932. Guitton J. Genie de Pascal. Paris, 1962. MesnardJ. Les Pensees de Pascal. Paris, 1976..

Значения в других словарях
Партиципация

(от лат. Participatio – участие) – причастность.. ..

Парузия

(от греч. Parusie – современность). В философии Платона – наличие идеи в вещах.. ..

Паскаль (Рascal) Блес

(1623—1662) — французский философ-мистик и математик, основоположник теории вероятностей. Основные сочинения. "Мысли" (1669), "Провинциалы, или Письма, написанные Луи де Монтальтом одному своему провинциальному другу" (1656, выдержали свыше 60 изданий), "Об искусстве убеждать" (1655—1657), "Молитва к Богу об обращении во благо болезней" (1659) и др. Драматичный жизненный путь П. Неразрывно связан с его становлением в качестве религиозного философа. "Первое обращение" П., временно прервавшее его ..

Пассивизм

Поведение, которое состоит в том, что человек, придерживающийся его, избегает вмешиваться в судьбу или влиять на ход событий, происходящих во внешнем мире, на том основании, что невозможно обозреть следствия этого вмешательства и нельзя отвечать за них. «Мудрец не рискует действовать» (Чжуанцзы). См. Самоопределение, самоназначение.. ..

Дополнительный поиск Паскаль (Рascal) Блез Паскаль (Рascal) Блез

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Паскаль (Рascal) Блез" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Паскаль (Рascal) Блез, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа