Патристика

262

(лат. Patres — отцы) — направление философско-теологической мысли 2—8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов — Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. — античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) — с другой. В эволюции П. Могут быть выделены три содержательных этапа. (1) — ранняя П., или апологетика (2—3 вв.), связанная с деятельностью таких авторов, как Юстин (ум. Ок. 165, осн. Соч. "Апология" к Антонину Пию и "Апология" к Марку Аврелию, "Беседы с Трифоном-иудеем" и др.).

Татиан (ок. 120 — ок. 175, осн. Соч. "Обращение к грекам", свод четырех Евангелий "Диатессарон" и др.). Афинагор (ум. Ок. 177, осн. Соч. Трактат "О воскрешении мертвых" и "Послание" к Марку Аврелию). Тертуллиан. Климент Александрийский (Тит Флавий, ум. До 215, осн. Соч. Трактаты "Увещевание к эллинам", "Педагог", сборник эссе "Строматы" ("Лоскутный ковер"), беседа "Какой богатый спасется?". Ориген. Центральная проблема П. — проблема соотношения христианства с античным наследием, в рамках решения которой оформились как направление, ориентированное на гармонический синтез христианской идеи откровения с философской традицией античного рационализма (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский и др.), так и направление, прокламировавшее их несовместимость и резко дистанцирующее христианство как "мудрость варваров" (Татиан) эллинской книжной учености (Татиан, Тертуллиан и др.).

Идея остро актуализировалась в христианской мистике, ценностно акцентировавшей "искреннее молчание безграмотного простолюдина" по сравнению с изощренно-спекулятивным мудрствованием ученого теолога с его "сладострастием слов" (Иероним) и рассудочностью вместо сердечной веры, а также в протестантизме в ранних его версиях). (2) — зрелая П. (3—5 вв.), реализующая себя на греческом Востоке — в деятельности каппадокийского кружка. Василий Великий Кесарийский (ок. 330—379, осн. Соч. "О святом Духе", "Шестоднев"), его брат Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394), Григорий Богослов Назианзин (ок. 330 — ок. 390, осн. Соч. "О мо- ей жизни", "О моей судьбе", "О страданиях моей души"), Амфилохий Иконийский и др., синтезировавшие христианское вероучение и философские методы античности.

А на латинском Западе — в деятельности Августина. Центральное направление в развитии П. Этого периода — борьба с ересями (арианство, монтанизм, докетизм, монофизитство, гностицизм и др.), что связано с обретением христианством статуса государственной религии и официальной формулировкой христианского Символа веры на Никейском вселенском Соборе (325), конституировавшем основные догматы вероучения. В рамках зрелой П. Оформляются тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита ("Ареопагитики"), заложившие основы апофатической теологии и христианской мистики в целом. (3) — поздняя П. (5—8 вв.), центрирующаяся на проблеме систематизации христианского вероучения. Ключевая фигура — Иоанн Дамаскин (ок. 675—753) — византийский богослов и поэт, завершивший систематическое оформление основ христианской теологии.

Также Леонтий (ок. 475—543) на Востоке и Боэций (Анций Манилий Торкват Северин, ок. 480—525, осн. Соч. "Утешение философией") на Западе. Систематизаторская деятельность Иоанна Дамаскина и ориентация Боэция на античную философскую традицию (прежде всего, комментарии к Аристотелю и Порфирию) заложили основы средневековой схоластики. Несмотря на то, что многие тезисы П. (особенно в раннем ее варианте) были осуждены после принятия Никейского Символа веры (идеи Оригена о множественности миров, всеобщем спасении, предсуществовании душ, приоритетности второй ипостаси — Бога-Отца — в структуре Троицы. Отрицание Татианом двойственной природы Христа (в "Диатессороне" была опущена земная биография Христа и сведения о его происхождении из рода Давидова) и его докетизм — учение об иллюзорности телесности Иисуса), П.

Сыграла выдающуюся роль в развитии христианской культуры. В рамках П. Были заложены основы систематической христианской теологии как в катафатическом (от Климента Александрийского и Оригена до Иоанна Дамаскина), так и в апофатическом (от Августина до Псевдо-Дионисия Ареопагита) ее вариантах, сформирован исходный фундамент экзегетики (от Оригена до Григория Нисского), оформлены первые христианские катехизисы (см. Тертуллиан), введены многие основополагающие понятийные структуры христианской теологии (например, Тертуллианом — касательно структуры Троицы). П. Не только значительно способствовала содержательной стабилизации христианской догматики, но и существенно повлияла на развитие глубинного психологизма христианства с его рафинированной культурой рефлексивной интроспекции (от Григория Богослова до Августина).

Именно в рамках П. Окон- чательно конституировалась концептуально фундаментальная для христианства идея приоритета индивида (см. Персонализм) по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского). Проблематика П. Во многом определила проблемное поле как православной (ср. Паламитские дискуссии в рамках исихазма и анализ христологической проблемы в П.), так и в католической (ср. Проблему воли и благодати в патристической и антилютеранской литературе) теологии. В целом содержание П. Признано в христианстве (православие и католицизм) важнейшей составляющей Священного предания. Изучение П. Оформилось в рамках богословия в качестве дисциплинарной патрологии. Многие идеи П. Актуализируются в рамках историко-философской традиции, как, например, просветительская интерпретация христианства Климентом Александрийским в контексте гуманизма Ренессанса (Эразм Роттердамский, Мор и др.).М.А.

Можейко.

Значения в других словарях
Патристика

(от греч. Patér, лат. Pater — отец) термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви (См. Отцы церкви)). П. Возникла в условиях глубокого кризиса позднеантичного рабовладельческого общества и формировалась в борьбе против Гностицизма и др. Ересей (См. Ереси), а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмо..

Патристика

ПАТРИСТИКА (от греч. Pater - лат. Pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. - т. Н. Отцов церкви. Периоды. 2-3 вв. - полемически фрагментарное философствование т. Н. Апологетов (Тертуллиан, Климент Александрийский и особенно Ориген). 4-5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок. Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский. На Западе - Августин). 6 в. - начало стаби..

Патристика

ПАТРИСТИКА (от греческого pater, латинского pater - отец), термин>, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. - отцов церкви. Периоды. 2 - 3 вв. - полемическое философствование "апологетов" (Тертуллиан>, Климент Александрийский и особенно Ориген>). 4 - 5 вв. - систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок. Василий Великий>, Григорий Богослов>, Григорий Нисский>, Августин>). 6 в. - стабилизация> догмы и код..

Патристика

(от πατήρ, pater) — одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. В христианской церкви название "отца" присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям церкви. В более специальном смысле название "святых отцов церкви" присваивается тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, принятое церковью к своему руководству. Из ряда "отцов церкв..

Патристика

-и, ж.. ..

Патристика

Чудинов А.Н., 1910). ..

Патристика

Наследие. ..

Патристика

Ж.1) Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии.2) Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений отцов церкви.. ..

Патристика

ПАТРИ́СТИКА -и. Ж. [от лат. Pater - отец] Совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских мыслителей 2 - 8 вв. (так называемых отцов церкви). Изучать патристику. Учитель патристики.. ..

Патристика

Патристики, мн. Нет, ж. (от греч. Pater - отец) (церк., лит.). Изучение произведений т. Наз. "отцов церкви" (см. Отец).. ..

Патристика

- термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских писателей II— VIII вв. Во II-III вв. П. Выполняла в основном апологетические функции.. ..

Патристика

(от лат. Pater - отец) - совокупность учений христ. Церкви 2-8 вв. (в первую очередь "отцов церкви", отсюда назв.). Во 2-3 вв., в период гонений христиан со стороны рим. Властей, П. Характеризуется защитой христ. Учения, полемикой с нехрист. Философами (см. Апологеты). С 4 в. (с переходом христианства на статус гос. Религии) главным в П. Становится систематизация христ. Догм. Расцвет П. Достигает кульминации в деятельности Василия Кесарийского, Григория Богослова, Григория Нисского на Востоке и ..

Патристика

(лат. Patres - отцы) - направление философско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семантико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телеологизма и др.) - с д..

Патристика

ПАТРИСТИКА (лат. Patres - отцы) - направление фи-лософско-теологической мысли 2-8 вв., связанное с деятельностью раннехристианских авторов - Отцов Церкви. Семан-тико-аксиологические источники оформления П. - античная философия (общерациональный метод и конкретное содержание таких философских течений, как платонизм и неоплатонизм, стоицизм и др.), с одной стороны, и христианская телеологическая доктрина (прежде всего, идея откровения, а также семантические фигуры теизма, креационизма, телео-логиз..

Патнэм (Рutnam) Хилари

(р. В 1926) — американский философ и логик. После защиты докторской диссертации (Лос-Анжелес, 1951) П. — преподаватель в Принстоне, профессор кафедры философии науки Массачусетского технологического института (1961—1965) и профессор математики и математической логики Гарвардского университета (с 1965). Член Американской академии искусств и наук, национальных ассоциаций символической логики и философии науки, избирался президентом Американской философской ассоциации. Основные сочинения. "Философс..

Патология

(от греч. Pathos – страдание и logos – учение) – учение о болезнях. Отклонение от нормы. Патологический – больной, ненормальный. Кант называет патологическим то, что определяется чувствами или влечениями (а не является самодеятельным, не определяется свободным разумным решением).. ..

Паульсен (Рaulsen) Фридрих

(род. 16 июля 1846, Лангенгорн, Шлезвиг – ум. 14 авг. 1908, Берлин) – нем. Философ и педагог. С 1878 – профессор. На него оказали влияние Фехнер, Вундт, Лотце, Кант и Спиноза. Материальный мир, по мнению Паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. Цель этики и педагогики – совершенствование индивидуальной сущности в смыс..

Пафос

(от греч. Pathos – чувство, страсть) – страдание, страстное возбуждение, волнение, подъем. Патетический взволнованный, высокопарный.. ..

Дополнительный поиск Патристика Патристика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Патристика" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Патристика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 10 символа