Равенство

285

Одно из основных понятий социальной философии и самой социальной жизни. Основанием для всех видов Р. Является формальное Р., которое в зависимости от сферы применения и выбора ценностной основы уравнивания формирует различные содержательные модели и концепции Р. Формальное Р. Представляет собой одинаковое отношение к подобным ситуациям. Оно противостоит произвольности действий, вводя определенные правила поведения и создавая основу для внесения в деятельность индивида некой безусловной последовательности. Исторически представление о формальном Р. Впервые нашло выражение в нормативном правиле талиона, которое прямо направлено против неравной трактовки одинаковых ситуаций. Всякий ущерб равно требует непременного возмездия, и это возмездие должно быть равным для случаев одинакового ущерба.

Золотое правило нравственности и заповедь "не навреди" устанавливают иной, более высокий, тип Р. - признание равного достоинства личностей как представителей человеческого рода (фундаментальное этическое Р.). В этом случае другие, с моей т.зр., наделены равным правом на хорошее обращение с ними вне зависимости от их реальных поступков.Наиболее адекватной религиозной формой выражения фундаментального этического Р. Стала иудео-христианская монотеистическая концепция Р. Людей как творений единого Создателя. Вместе с тем в христианской религиозно-этической доктрине наряду с положительным Р. Духовных способностей, позволяющих стремиться к спасению, присутствует всеобщее отрицательное Р., порожденное последствиями первородного греха.

В антич. Традиции идея этического Р. Впервые появляется в стоической философии в связи с признанием равной природной причастности всех индивидов к Божественному Логосу. В дальнейшей истории философско-этической мысли к указанным основаниям концепции равного достоинства человеческих личностей (Р. Душ и потенциально равной природной рациональной способности) добавились вне-рациональное природное Р. (Р. В стремлении к счастью, в объеме потребностей и т.д.), а также Р. С т.зр. Сверхприродной (трансцендентальной) рациональности.Наиболее строгим выражением идеи этического Р. В новоевропейской философии следует считать второй практический принцип воли И. Канта, согласно которому к человечеству (в своем лице и в лице др.) следует относиться как к цели и никогда - только как к средству.

При этом утверждение разного (неравного) достоинства существ, обладающих рациональной способностью, понимается Кантом как явная логическая ошибка.Современные теоретики стремятся точнее обозначить тот комплекс общих свойств, которые в достаточной мере закрепляли бы признание Р. В него входят. Специфически человеческие эмоции и желания, способность к мышлению и использованию языка, способность вести счастливую жизнь, способность к составлению жизненных планов и моральной автономии, способность к вынесению справедливых суждений и т.д. (Б. Уильяме, Г. Властос, В. Франкена и др.). Однако некоторые исследователи считают, что, избавляя общество от "сексизма", "расизма" и "национализма", указанный список порождает др.

Вид неравноправия - "видизм" ("speciesism") по отношению к иным живым существам (П. Сингер).Идея общественного?, может быть представлена как попытка распространить абстрактный идеал равного достоинства, глубоко укорененный фактически во всех современных духовных традициях, на различные сферы общественной жизни. В их формировании задействована т.н. Презумпция Р., высказанная еще Аристотелем и состоящая в том, что именно социальное неравенство, а не Р. Нуждается в оправдании перед лицом справедливости (Л. Стефен, И. Берлин, Р. Хэар и др.). Др. Словами, для признания неравенства легитимным следует привести основательные аргументы, отталкивающиеся от самой морали, религии, метафизики или беспристрастного анализа действительных условий существования.

В легально- политической области процедура, конституирующая эгалитарные и антиэгалитарные концепции, создает следующие полярные т.зр. Идея Р. Политических гражданских прав, Р. Перед законом и идея естественной иерархии. В социально-экономической области возникают иные два полюса. Идея волюнтаристски-уравнительного распределения благ и идея полного санкционирования любого вида автоматически сложившегося неравного их распределения. Промежуточную позицию занимают проекты уравнивания граждан (подданных) через ограничение автоматических распределительных процессов (теории Р. Стартовых возможностей, контроля над Р. Условий соревнования и, наконец, уравнительной коррекции его результатов).Существует ряд интеллектуальных традиций, со времен античности специфически использующих понятие Р.

Первая традиция восходит к представлению об общине, где отсутствуют институционализированная власть и собственность, царствуют семейные (братские) отношения и гарантировано всеобщее одинаковое изобилие (подчас за счет невзыскательности и простоты). Эта традиция достигает своего пика в разработке социалистической идеи.Вторая традиция исходит из приватного потребления благ и состязательного Р. При их достижении, неизбежного из-за невозможности найти априорную процедуру выделения достойнейших. Такая (либеральная) модель присутствует уже в некоторых рассуждениях Аристотеля и стоиков. В ее рамках ведущей проблемой оказывается вопрос о совместимости понятий Р. И свободы. Классическая либеральная концепция Р., созданная Дж.

Локком, исходит из их бесконфликтного совмещения. Это вызвано тем, что исторически проблематичность отношений свободы и Р. Выявляется только тогда, когда освобождение от конкретных форм иерархического порядка не является основной тенденцией политической жизни. Однако уже с кон. 18 в. Формируется противоположное мнение о том, что Р. Есть результат зависти, эгоизма, омассовления культуры и управления обществом, а значит, оно явно противостоит свободе (Э. Берк, А. Токвиль и др.).Третья интеллектуальная традиция использует понятие Р. Для оправдания естественной иерархии статусов или, в смягченной форме, для создания психологических процедур, позволяющих сознавать себя равным в некоторой заведомо неравной системе распределения прав или благ.

Таковы платоновская государственная утопия и критика демократического устройства полиса. В позднейший период эта традиция находит выражение у Т. Гоббса, европейских консерваторов с нач. 19 в., З. Фрейда, некоторых сторонников меритократии в 20 в.Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998. Панарин А.С. Философия политики. М., 1998. Ивин А.А. Философия истории. М., 2000.А. В. Прокофьев.

Значения в других словарях
Равенство

IРа́венство один из основных, наряду со свободой (См. Свобода), идеалов справедливого общественного устройства. Понятие Р. Имело различное содержание в разные исторические эпохи и у разных классов. Проблема Р. Возникла на заре истории человеческого общества вместе с делением на Классы, появлением рабовладения. Для рабовладельческой системы было характерно глубокое неравенство, полное бесправие рабов, которые считались «говорящим орудием». Общественное неравенство в античную эпоху распространялос..

Равенство

РАВЕНСТВО социальное - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. Ч. Равенство всех перед законом. У Ж.-Ж. Руссо равенство (в т. Ч. Равенст..

Равенство

РАВЕНСТВО социальное, характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм> выработал понятие> равенства всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в том числе равенство всех перед законом. У Ж.Ж. Руссо> равенство (в том числ..

Равенство

Газета. См. Страна.. ..

Равенство

-а, ср.. ..

Равенство

• абсолютное равенство. ..

Равенство

См. Сходство.... ..

Равенство

В логике и математике - отношение взаимной заменяемости объектов, которые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение равенства обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а = b, то b = a) и транзитивности (если a = b, а b = c, то a = c). Буквенное равенство, верное для всех числовых значений входящих в него букв, называется тождеством.. ..

Равенство

1. Ср.1) Одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т.п.).2) Такое положение людей в обществе, при котором они находятся в одинаковом отношении к средствам производства всего общества.2. Ср.Алгебраическое выражение из двух частей, равных между собой.. ..

Равенство

РА́ВЕНСТВО -а. Ср.. ..

Равенство

-а, ср. 1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству). Р. Сил. 2. Положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к закону, одинаковые политические и гражданские права, равноправие. Социальное р. 3. В математике. Соотношение между величинами, показывающее, что одна величина равна другой. Знак равенст-ва (=). Ставить знак равенства между кем-чем-н. (перен. Признавать равноценным, уравнивать). II прил. Равенственный,-ая, -ое (ко 2 знач. Устар.).. ..

Равенство

(равенство устар.), равенства, ср. (книжн.). 1. Только ед. Отвлеч. Сущ. К равный, одинаковость, полное сходство (по величине, качеству, достоинству и т. П.). Без колхозов - неравенство, в колхозах - равенство прав. Сталин. Равенство сил. Равенство отношений. Равенство образования. Равенство треугольников. Равенство голосов. Равенство расстояния. Могу равенство меж вами я восстановить. Пушкин. 2. Только ед. Такое положение людей в обществе, при к-ром они находятся в одинаковом отношении к средств..

Равенство

1. Полное сходство, подобие (по величине, качеству, достоинству). 2. Качественное понятие, используемое в экономической науке в смы сле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп. 3. Положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправные. 4. В математике. Соотношение между величинами..

Равенство

1) качественное понятие, используемое в экономической науке в смысле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп. 2) математическое тождество, уравнение.. ..

Равенство

1) качественное понятие, используемое в экономической науке в смысле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп;2) математическое тождество, уравнение.. ..

Равенство

(equality). ..

Равенство

Одна из наиболее распространенных социально-философских категорий и политических идей, вокруг которой многие столетия разгораются непримиримые споры и борьба, особым предметом которых является Р. Человека с человеком.. ..

Равенство

-1) качественное понятие, используемое в экономической науке в смысле "равенство доходов", "имущественное равенство", "равенство возможностей", чтобы подчеркнуть наличие равенства и неравенства в положении отдельных социальных групп. 2) математическое тождество, уравнение.. ..

Равенство

(в логике и матем.), отношение взаимной заменяемости объектов, к-рые именно в силу этой заменяемости и считаются равными (а = b). Отношение Р. Обладает свойствами рефлексивности (каждый объект равен самому себе), симметричности (если а-b, то b = a) и транзитивности (если а = b, а b = с, то а = с). Буквенное Р., верное для всех числовых значений входящих в него букв, наз. Тождеством. ..

Равенство

— один из основных идеалов справедливого общественного устройства, обеспечивающее, на взгляд пропагандистов и сторонников Р. Всестороннее развитие всех членов общества. Капитализм впервые утвердил Р. Всех перед законом. Попытка социализма воплотить в жизнь более полное понятие Р. На деле привела к новому социальному расслоению, и общественный идеал не был достигнут.. ..

Равенство

см. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО.. ..

Равенство

- принято выделять четыре типа равенства. (1) равенство людей - обычно связано с религией, где все равны перед Богом-Отцом человечества. (2) равенство возможностей при достижении целей, когда все позиции в обществе должны достигаться в результате конкурентного отбора на основе образовательных достижений и личного таланта. (3) равенство условий - когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства или так наз. Позитивной дискриминации, способствующей восходящей социальной мобильности в ..

Рабочая Гипотеза

Гипотеза, которая не является результатом исследования, а служит исследователю в его работе руководящей нитью, лесами, которые или окажутся правильно воздвигнутыми и прочными, или, если они воздвигнуты неправильно, должны быть снесены. См. Также Эвристика.. ..

Рабочий

В том смысле, в каком данное слово употребляется в социологии, это тот, кто работает в чужом хозяйстве для другого (предпринимателя, работодателя). Начиная с Маркса, понятие «рабочий» стало объектом страстных споров. Маркс ввел понятие пролетария, т.е. Рабочего, который не имеет собственности и поэтому вынужден продавать свою рабочую силу по рыночной цене, а именно на самых невыгодных условиях, чтобы не умереть с голоду. В настоящее время существование рабочего считают прототипом человеческого с..

Равесон-молье (Ravaisson-Мollien) Феликс

(род. 25 окт. 1813, Намюр, Бельгия – ум. 18 окт. ,1900, Париж) франц. Философ, ученик Шеллинга. Бог передает природе и универсуму, считает Равесон-Молье, только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться. Осн. Произв. «Rapport sur la Philosophie on France au XIXе siecle», 1867.. ..

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - рус. Писатель, филос. В 1766-1771 учился на юридическом факультете Лейпцигского ун-та. В 1790 издал кн. "Путешествие из Петербурга в Москву" (в личной типографии, небольшим тиражом). В ней критически описывалось "чудище" - социально-экономический и политический строй России (крепостное право, самодержавие). В книге говорилось также о том, что церковь и деспотизм служат одной цели, они сообща гнетут общество. Первая сковывает рассудок людей, второй подчиняет себе их волю. Сам Р. В м..

Равенство

— отношение между знаковыми выражениями, обо­значающими один и тот же объект, когда все, что можно высказать на языке соответствующей теории об одном из них, можно выска­зать и о другом, и наоборот, и при этом получать истинные выска­зывания. Обозначаемые объекты могут быть построены различным способом, напр., один объект может быть представлен как «3•5», а другой как «20-5», но между ними может быть поставлен знак Р. Отношение Р позволяет заменять одни и те же объекты, постро­енные различным об..

Дополнительный поиск Равенство Равенство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Равенство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Равенство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 9 символа