Радклиф-браун (Radclif-Вrown) Альфред Реджинальд

229

(1881-1955) - британский антрополог, создатель структур-но-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в Университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейском университете (1926-1931). Профессор и глава кафедры социальной антропологии в Оксфорде (1937-1946). В 1920-х Р.-Б. Был сторонником функционалистско-го подхода Малиновского. Неудовлетворенность его возможностями побудила Р.-Б. Ввести в контекст функционального анализа понятие "структура".

Последнюю он определял как "сложную сеть реально существующих социальных отношений". Понимание структуры как набора невидимых отношений, производящих видимый результат на поверхности общества в формах институционализированного поведения, была позаимствована Р.-Б. Из естественных наук, прежде всего из атомной физики. Каждое общество, по Р.-Б., вырабатывает свою культурную модель социальных отношений. Социализация посредством этих моделей вырабатывает сходные формы поведения среди множества людей. Благодаря этому каждый индивидуум обнаруживает себя в схожей структурной позиции по отношению к сети социальных отношений и исполняет предписанную ему социальную роль. Структура, по Р.-Б., включает в себя три взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, это "структура сама по себе", которая может быть обнаружена в социальных ролях как в узлах сети отношений, конституирующих общество. Видимые аспекты социальной структуры подобны анатомии живых существ. Однако реальная структура состоит из невидимых отношений, которая, по Р.-Б., пребывает в статическом состоянии. Во-вторых, это "функция", понятием которой Р.-Б. Пользовался для того, чтобы показать структуру в действии. "Функция" определялась им как социально стандартизированный способ деятельности или мышления, направленный на поддержание существования социальной структуры. В-третьих, это "изменения" или "социальная эволюция", которые, по Р.-Б., являются не менее важной составляющей структуры, чем функции.

При этом он предлагал различать радикальные изменения, затрагивающие саму структуру, и текущие, например, демографические процессы рождения и смерти. Важной научной заслугой Р.-Б. Стала институционализация социальной антропологии как самостоятельной дисциплины. Ее он определял как "науку о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах". Цель антропологии Р.-Б. Видел в обнаружении общих законов социального и культурного развития человечества. Антропологию он подразделял на три части. Археологию, биологическую антропологию и этнологию, под которой понимал сравнительно-историческое изучение отдельных народов. Такой подход к пониманию антропологии характерен в целом и для ее современного состояния. Основные сочинения.

"Андаманские островитяне" (1922). "Социальная структура" (1949). "Структура и функция в примитивном обществе" (1952). "Метод в социальной антропологии" (1958) и др.П.В. Терешкович.

Значения в других словарях
Равесон-молье (Ravaisson-Мollien) Феликс

(род. 25 окт. 1813, Намюр, Бельгия – ум. 18 окт. ,1900, Париж) франц. Философ, ученик Шеллинга. Бог передает природе и универсуму, считает Равесон-Молье, только часть своего совершенства, чтобы дать им возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться. Осн. Произв. «Rapport sur la Philosophie on France au XIXе siecle», 1867.. ..

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - рус. Писатель, филос. В 1766-1771 учился на юридическом факультете Лейпцигского ун-та. В 1790 издал кн. "Путешествие из Петербурга в Москву" (в личной типографии, небольшим тиражом). В ней критически описывалось "чудище" - социально-экономический и политический строй России (крепостное право, самодержавие). В книге говорилось также о том, что церковь и деспотизм служат одной цели, они сообща гнетут общество. Первая сковывает рассудок людей, второй подчиняет себе их волю. Сам Р. В м..

Радклифф-браун (Radcliffe-Вrown) Альфред

(1881-1955) - англ. Социолог и один из наиболее известных антропологов пер. Пол. 20 в. Основными заслугами Р.-Б. Стали применение системного подхода к изучению примитивных обществ и коренной поворот социальной антропологии к сравнительному изучению культур. В результате социальная антропология превратилась в строгую теоретическую и эмпирическую дисциплину. Она стала заниматься сравнительным анализом устойчивых и изменяющихся социальных структур. В 1914 Р.-Б. Ввел понятие "социальная структура", ..

Радлов Эрнст Леопольдович

(род. 1854, Петербург – ум. 1928) – рус. Философ, член-корреспондент Российской академии наук (с 1920), директор Петербургской публичной библиотеки (1917 – 1924). Считал себя последователем философии В. С. Соловьева, посвятил своему учителю ряд работ, в т. Ч. «Учение Соловьева о свободе воли» (1911). Осн. Научные интересы его находились в области истории философии. Радлов был большим знатоком философии Аристотеля. Им написаны монографии «Этика Аристотеля» (1884) и «Об истолковании Аристотеля» (1..

Дополнительный поиск Радклиф-браун (Radclif-Вrown) Альфред Реджинальд Радклиф-браун (Radclif-Вrown) Альфред Реджинальд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радклиф-браун (Radclif-Вrown) Альфред Реджинальд" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радклиф-браун (Radclif-Вrown) Альфред Реджинальд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 48 символа