Ранер (Rahner) Карл

234

(1904-1984) - католический и религиозный философ, член ордена иезуитов с 1922, проф. Догматической теологии Инсбрукского (1949-1971) и Мюнхенского (1964-1967, 1971-1984) ун-тов. Один из редакторов 10-томной энциклопедии "Lexi-kon fur Theologie und Kirche" (1957-1965) и энциклопедии "Sacramentum Mundi" (1968-1970). Принимал участие в подготовке Второго Ватиканского собора, был членом Папской богословской комиссии.Одним из основных толчков для мысли Р. Послужило переосмысление томистской метафизики в духе кантовского трансцендентализма, предпринятое в работе Ж. Марешаля "Точка отсчета метафизики". Создавая собственный вариант теологической антропологии, Р. Вступил в диалог с философией М. Хайдеггера, у которого он учился во Фрайбурге.

Свой богословский метод он назвал трансцендентально- антропологическим, ориентированным на трансцендентальный, т.е. Универсальный, априорный и дорефлективный опыт. Трансцендентальный опыт становится сознательным, только если мы осуществляем рефлексию по поводу человеческого познания и деятельности, но такая рефлексия открывает человеческую трансцендентность в конечном мире, где человечность открыта бесконечной запредельной миру тайне, именуемой в религии Богом. Анализ трансцендентального опыта показывает, что дорефлективный опыт Бога присутствует во всем человеческом опыте. Человеческая природа становится само-трансценденцией к Богу.Для Р. Метафизическая проблема человека связана с главным вопросом метафизики, т.е.

С вопросом о бытии сущего как такового. Познаваемость - наиболее фундаментальная черта бытия, его сущность, ибо бытие того "что есть" - это познаваемость того "что есть". Человеку в его самосознании изначально присуще вопрошание о бытии, он сам существует как "вопрос о бытии в целом". При этом он уже обладает неким предварительным знанием бытия как такового. Оно предварительно познается в особых духовных актах - "предпостижения" (Vorgriff) и "предпонятия" (Vorbegriff). "Нетематическое", доконцептуальное схватывание бытия становится трансцендентальной основой всех суждений относительно ограниченного бытия.Бытие человека противоречиво в одновременной историчности и трансцендентности, он "колеблется" посредине между миром и Богом.

Бог открывается человеческому Я, обращая к нему свое Слово. Тем самым человек определяется как "слушатель Слова" через фундаментальную рефлексию собственного бытия, переживание самого себя в истории.Особое значение в антропологии Р. Приобретает анализ феномена смерти. Выделяются феномены смерти, смертности и умирания как определяющие категории человеческого существования (близкие к Хайдеггеровскому "экзистенциалу"). Смерть - это основной "выбор человеческого сердца", "активное самоприведение к завершенности", одновременно и "полнота", и "опустошенность", утрата человеком самого себя и единство "в-себе-бытия" личности и ее чистого "для-себя-бытия".Помимо философско-теологической деятельности Р. Активно занимался религиозной публицистикой, исследуя проблемы современного мира и церковной жизни.

Geist in Wfelt. Munchen, 1957. Horer des Wortes. Munchen, 1963. Grundkurs des Glaubens. Freiburg im. Breisgau, 1976..

Значения в других словарях
Ранер (Rahner) Карл

РАНЕР (Rahner) Карл (1904-84) - немецкий католический богослов, иезуит. Преподавал в университетах Инсбрука, Мюнхена и Мюнстера. Традиция томизма сочетается у Ранера с идеями экзистенциальной философии и персонализма. Издатель и редактор энциклопедических изданий "Церковно-богословский лексикон" (т. 1-10, 1957-68) и "Таинство мира" (т. 1-6, 1968-70).. ..

Раме (Rame) Пьер Де Ла

(род. 1515, Кю, близ Суассона – ум. 26 авг. 1572, Париж. Был убит в Варфоломеевскую ночь) – франц. Философ, логик. 1562 знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507-1589) продолжил этот..

Раме (Ramee) Пьер Де Ла

(латинизир. Петрус Рамус, Petrus Ramus) (1515-1572) - фр. Гуманист, философ, логик. За борьбу против схоластики был отстранен от преподавания в Парижском ун-те (1544), но в 1551 назначен проф. Коллеж де Франс. Приняв в 1561 кальвинизм, был вынужден бежать из Франции (1568). Читал лекции в Гейдельберге. Затем возвратился в Париж. Был убит на третий день после Варфоломеевской ночи.В магистерской диссертации (1536) и в последующих работах Р. Выступил с резкой критикой схоластического аристотелизма ..

Ранк (Rank) Отто

(1884-1939) - австро-американский психоаналитик. Доктор философии (1912). Один из первых последователей, учеников и коллег Фрейда. Первоначально применял идеи психоанализа при исследовании связи искусства и полового влечения, истолковании произведений литературы и искусства, процесса художественного творчества. Осуществил исследование инцеста и инцестуозных мотивов. Поддерживал, уточнял и развивал психоаналитическую концепцию трансфера и идеи о либидозной природе религии. В 1923 в книге "Развити..

Раппорт

(франц. Rapport - сообщение, отношение, связь) - тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Понятие Р. Обычно употребляется в нескольких широких и узких, специальных (специализированных) значениях для обозначения связи и типа связи устанавливаемых. 1) в любых положительных отношениях людей, 2) в различных близких межличностных отношениях, 3) в функциональных отношениях людей в естественных или искус..

Дополнительный поиск Ранер (Rahner) Карл Ранер (Rahner) Карл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ранер (Rahner) Карл" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ранер (Rahner) Карл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 19 символа