Рационализм

449

(лат. Ratio — разум) — 1) в широком смысле слова — определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети — середины 19 в. Со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраментальный гегелевский тезис — "Все действительное разумно, все разумное действительно". Для классического западно-европейского Р. Характерна стойкая приверженность традиционной метафизической проблематике, со свойственными ей во все века поисками сущности, истины, предельных, субстанциональных оснований сущего, фундаментальных структур бытия и сознания, трансцендентальных условий возможности опыта и т.п.

Представители этой традиции, нередко обозначаемой сегодня как "платонистско-кантианский канон" (Рорти), видят мир целостным и единым. Однако чтобы увидеть это единство, они считают необходимым возвыситься над множественностью явлений, прорваться через феноменальную данность, обнаруживая за ней тот знак реального, который, по их мнению, стоит за всеми единичными явлениями, порождает их и составляет глубочайшую субстанциональную основу и необходимое условие возможности последних. Данная установка была радикальным образом разрушена в неклассической философии, одной из доминирующих характеристик которой стала резкая антиметафизическая направленность, отвергающая в принципе любые представления о рациональных основаниях мира.

Именно Р. Классической метафизики с ее жестким логоцентризмом становится с, конца 19 в. Объектом критики со стороны многочисленных стратегий так называемой "тотальной критики разума", будь то антирационализм Ницше, концепция "диалектики просвещения" Хоркхаймера и Адорно, Хайдеггер с его поэтическим "мышлением Бытия", деконструкция Деррида, концепция "конца проекта Истины" Рорти и др. К числу главенствующих гносеологических абстракций классического Р., подвергшихся радикальному переосмыслению в рамках неклассических стратегий в философии 20 в., стало также специфическое представление о самом субъекте познания или так называемом способе задания субъективности. Речь здесь идет о таких его составляющих, как.

Идее "прозрачности" для познающего субъекта собственного знания, о непрерывном совершенствовании в истории предзаданных характеристик разума и сводимости всех слоев и уровней сознания к некоему единому рациональному центру (типа "трансцендентального единства апперцепции" у Канта). Разработанная Р. Теоретическая конструкция так называемого рефлексивного сознания предполагала возможным адекватное познание мира только при допущении одновременного схватывания в самом субъекте той познавательной операции, с помощью которой он познает. При этом всячески акцентировались "чистота" и универсальность сознания, его привилегированное место в мире, благодаря чему, собственно, и достигалось усмотрение абсолютной истины.

В неклассической философии мы наблюдаем распад традиционного субъекта и всех субъектно-объектных связей, а вместо этого акцентирование герменевтичности самого познавательного акта, когда объект и субъект изначально взаимопринадлежат друг другу, причем последний мыслится как всегда находящийся внутри, а не вне мыслимого, внося таким образом соответствующие эффекты в познание. Одной из особенностей Р. Было также признание наряду с тождеством бытия и мышления тождества мышления и языка. При этом языку отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром. Он рассматривался здесь в качестве ординарного, всегда, или почти всегда, контролируемого средства логической работы, как инструмент, с помощью которого можно отобразить весь мир в представлении.

Начиная с работ Ницше и его многочисленных экспериментов по поводу языка, и особенно в 20 в., язык станут рассматривать как нечто иррациональное и многослойное, самодостаточное и самоявляющееся, т.е. Приобретающее самостоятельное значение. Соответственно, все философские проблемы постепенно переводятся в сферу языка и решаются на основе анализа его средств и выражений. Анализируя основные характеристики философского Р., следует отдельно отметить специфику рассмотрения им социально-исторической проблематики, суть которой кратко можно свести к попыткам обнаружения логики в развитии самой истории, выявлению в ней неких регулярностей, указывающих на истинную природу человека и позволяющих тем самым выстраивать политико-правовые и нравственные институты, соответствующие этой природе.

История представляется в таком контексте как разумный, закономерный, линейный и обязательно прогрессивный ряд, способный подвергаться человеческому преобразованию. Переход к неклассическому ти- пу философствования приведет к отказу от многих из этих презумпций и утверждению в качестве неоспоримой идеи о принципиальной невозможности обнаружения логики в истории в силу многомерности и уникальности ее отдельных образований, где наряду с вертикальным вектором развития имеет место и более сложный — горизонтальный, многоплоскостной, циклический (см. Постистория). 2) В узком смысле слова — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания.

В таком виде Р. Формируется в философии Нового времени — Декарт, Спиноза, Лейбниц и др., главным образом под влиянием развития математики и естествознания, хотя его истоки можно обнаружить уже в работах Сократа, Платона и Аристотеля. Характерной чертой Р. Этой эпохи было резкое противопоставление разума опыту и чувствам и следующий за этим отказ последним в возможности получения безусловно достоверного (т.е. Объективного, всеобщего и необходимого) знания. Не отвергая в принципе роли опыта и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, сторонники Р. В то же самое время были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности.

При этом сам разум (или рациональность) трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной. Что же касается неистинных знаний, то они, с позиций такой стратегии, возникают лишь в силу подверженности человеческой души влиянию со стороны ее эмоционального и волевого начал, которые в виде "страстей" этой души искажают истину в угоду чувствам и неправильно сформулированным волей целям и задачам. В 18 в. Кант попытался решить судьбу так называемой старой дилеммы и уладить спор рационалистов и сенсуалистов по вопросу о происхождении и сущности наших знаний.

Принято полагать, что своим признанием роли чувственности в познании, с которой, как он считал, и начинается этот процесс, а также утверждением об участии последней в формировании достоверных знаний за счет синтеза операций рассудка и чувственности, он несколько ослабил господствовавший до него в философии вариант Р. Однако в целом его учение следует отнести опять-таки к Р., ибо в конечном счете всеобщий и необходимый характер знания оказывается возможным, по мысли Канта, только благодаря априорным формам, т.е. Независимой от всякого опыта формально-логической компоненте. Хотя, в отличие от своих предшественников (Декарта и Лейбница), Кант не принял учения о божественном источнике врожденных идей и считал априорной исключительно форму, но не само содержание знаний.

Последнее является, по мысли Канта, сугубо апостериорным, т.е. Происходящим всецело из опыта. Впоследствии рационалистические элементы кантовской гносеологии будут старательно укреплены его последователями в лице Фихте и особенно Гегеля, гносеологический Р. Которого закономерным образом вытекал из его рационалистической онтологии с ее панлогизмом как установкой на выявление во всем сущем основополагающих определений самого разума. Таким образом, разумность действительности и разумность научного познания как бы взаимообусловливали друг друга.Как писал Гегель. "Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно..." Различают также и идущий еще от Сократа этический Р., согласно которому в основе поведения людей лежит (или должно лежать) рациональное начало.

Соответственно, знание о том, как надобно поступать, является в данном случае достаточным условием нормативного поведения.Т. Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Рационализм

IРационали́зм (франц. Rationalisme, от лат. Rationalis — разумный, ratio — разум) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Р. Противостоит как Фидеизму и Иррационализму, так и Сенсуализму (Эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии. Например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание ..

Рационализм

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. Rationalis - разумный - ratio - разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. Е. Объективное, всеобщее, необходимое) знание, согла..

Рационализм

РАЦИОНАЛИЗМ, движение в архитектуре 20 в., выдвинувшее требование единства архитектурной формы, конструкции и функциональной обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ле Корбюзье> во Франции, "Баухауз" в Германии. Группа "Стиль" в Нидерландах, АСНОВА> в России.. ..

Рационализм

Признание за человеческим разумом высшего и решающего значения. 1) в практической жизни людей и народов, 2) в науке и 3) в религии. В первом отношении Р. Сталкивается с житейским консерватизмом и с "историческим воззрением", во втором — с эмпиризмом, в третьем — с традиционализмом, супранатурализмом и мистикою. Во всех этих столкновениях необходимо с обеих сторон различать право от притязаний. Несомненно, что в известном смысле разуму принадлежит решающий голос оттносительно всякого явления и в ..

Рационализм

-а, м.. ..

Рационализм

(ново-лат., от лат. Ratio, onis - разум, с греческим окончанием). Философская система, по которой во всех суждениях и действиях следуют только разуму.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) в философии направление, признающее т. Н. "чистый разум" единственным источником познавания, могущим заменить данные как внешнего, так и внутреннего опыта. 2) в богословии - отрицание в религии всего, что противоречит человеческ. Разуму.(Источник. "Словар..

Рационализм

Рационалистичность, рассудочность. ..

Рационализм

1. М.Направление в теории познания, признающее разум решающим или единственным источником познания (противоп. Эмпиризм).2. М.Чрезмерно рассудочное отношение к жизни.. ..

Рационализм

РАЦИОНАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Rationalis - разумный]. ..

Рационализм

-а, м. 1. Философское направление, отрывающее мышление от чувственного опыта и считающее единственным источником познания разум. 2. Рассудочное, без эмоций отношение к жизни (книжн.). II прил. Рационалистический, -ая, -ое.. ..

Рационализм

Рационализма, мн. Нет, м. (от латин. Rationalis - разумный) (книжн.). Направление в идеалистической философии, считающее, что не опыт, а логически обоснованная мысль, разум является источником познания. Французский рационализм 17 века. || перен. Рассудочное отношение к жизни, рассудочность в поступках.. ..

Рационализм

        (от лат. Rationalis - разумный), совокупность архитектурных направлений первой половины XX в. Программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием "современная архитектура". Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX в. (творчество Л. X. Салливена в США, Х. П. Берлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров Веркбунда в Германии, О. Лерре во Франции). Становлению рационализма в начале 20-х гг. Во многом спосо..

Рационализм

Любое из нескольких философских направлений, допускающих, что истина должна устанавливаться с помощью рассуждения, рационального мышления. Более старые формы рационализма (например, платонов, средневековый теологический) придерживаются той точки зрения, что окончательная истина может быть обнаружена только через рассуждение. Более современные направления (например, лингвистика Хомского) не настолько антиэмпиричны. Рациональные выводы обычно рассматриваются как доступные для эмпирической демонстр..

Рационализм

(фр. Rationaiisme. ..

Рационализм

(франц. Rationalisme, от лат. Rationalis - разумный, ratio - разум)в архитектуре - совокупность направлений в зарубежной архитектуре 1-й пол. 20 в., близких к функционализму. Р. Формировался с нач. 20 в. В результате стремления освоить в архитектуре новые достижения науки и техники, а также попыток сделать архитектуру инструментом социальной перестройки общества. ..

Рационализм

— философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит иррационализму и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма в XVII—XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.), исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Р. — один из философских источников идеологии Просвещения. Р. Называют также движение в архитектуре XX в., стремившееся выработать новые архитектурные методы,..

Рационализм

(от лат. Ratio - разум) - филос. Направление, исходящее из того, что разум является основой бытия (онтологический Р.), познания (гносеологический Р.), морали (этический Р.). В обществоведении - направление обществ. Мысли, считающее разум решающим или одним из важнейших факторов ист. Развития, а также подходящее к объяснению обществ. Явлений и институтов чисто дедуктивно-логич. Путем, исходя из общих этич. Принципов (в свою очередь устанавливаемых разумом).Рационалистич. Взгляд на историю обществ..

Рационализм

(лат. Ratio - разум) - 1) в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. Со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраме..

Рационализм

РАЦИОНАЛИЗМ (лат. Rationalis - разумный, ratio - разум) - направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Исторически первой формой Р. Стала античная натурфилософия. Гносеологически она была основана на той идее, что чувства способны обманывать человека. Постулировалось, что достоверное начало скрыто только в мышлении, однако последнее нуждается..

Рационализирована

(от лат. Ratio – разум) – разумное формирование в соответствии с научными принципами. Распределение всего имеющегося в распоряжении в соответствии с разумными рационами. Рационализировать во всех областях человеческой деятельности является постоянным стремлением, однако иррациональность человеческой жизни постоянно служит ему препятствием.. ..

Рационализирование

(от лат. Ratio - разум), или рационализация, - истолкование предметов, свойств и отношений реального мира в терминах некоторой теоретической системы, набрасывание на предметный мир сети понятий теории. Р. Представляет собой движение от теоретического мира к предметному, теоретизацию последнего. Обратное движение от предметного мира к теоретическому, наделение теории предметным содержанием обычно называется обоснованием. Оба движения - от теории к реальному и от реальности к теории - тесно взаимо..

Рациональная Психология

Термин, введенный Христианом Вольфом, для обозначения науки о душе, оперирующей, в отличие от эмпирической психологии, понятиями чисто душевных процессов и взаимосвязей. У Канта в «Критике рационального разума» рациональная психология наряду с онтологией, рациональной физикой и рациональной теологией выступает как один из четырех осн. Разделов метафизики.. ..

Рациональность

(от лат. Ratio - разум) - разумность, характеристика знания с т.зр. Его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума. Поскольку совокупность таких принципов не является вполне ясной и не имеет отчетливой границы, понятию "Р." свойственны и неясность, и неточность.Понятие "Р." имеет многовековую историю, но только со втор. Пол. 19 в. Оно стало приобретать устойчивое содержание и сделалось предметом острых споров. Во многом это было вызвано рассмотрением теоретического знания в его разви..

Рационализм

(от лат. Ratio - разум, рассудок) В БИБЛЕИСТИКЕ, подход к Свящ. Писанию, к-рый исключает все, что не может быть познано и объяснено чисто рассудочным путем. Р. Как тип мировоззрения возник еще в эпоху античности, но развился в постренессансной Европе и достиг кульминации в филос. Системах 17-18 вв. Существовало неск. Разновидностей Р., хотя всех их объединяла односторонняя переоценка рационального элемента в познании, этике и социальной жизни. Предтечей Р. В библеистике считается *Абеляр (12 в.)..

Дополнительный поиск Рационализм Рационализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Рационализм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Рационализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 11 символа