Творчество

276

Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его психологические основы и т.п. Применяется и соответствующая методология. Естественно-научная, филос. Или психологическая. Во всех работах такого рода изучаются прикладные аспекты Т., в них не ставится и не исследуется собственно филос. Вопрос. Как вообще возможно Т. С т.зр. Философии каждый человек занимается в своей жизни Т., когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место Т.

Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.Т., считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения. "...Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правоты жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать". Гениальность - это прежде всего внутреннее Т., самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду Т.

Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Т. Неотъемлемо присуще человеческой природе, уже ребенок обладает огромными творческими задатками - памятью, воображением, непосредственной яркостью впечатлений. Потом все это уходит, человек "темнеет" и, если ему не удается сохранить в себе это "детское" начало, превращается в обычную заурядную личность.Не прогресс цивилизации, а сама природа, по В.В. Розанову, заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творить. Прежде всего творить самого себя, творить внешний мир, преобразуя его по человеческим законам. Самотворчество - это превращение себя в произведение искусства, это открытие в человеке его божественной природы, которая является прекрасной.Прекрасным является гений и прекрасным является святой.

Бердяев писал, что для божественных целей гениальность А.С. Пушкина так же нужна, как и святость Серафима Саровского. На уровне индивидуального религиозного опыта, считал П.А. Флоренский, истинными творцами красоты являются иноки - живые свидетели духовного мира. Именно поэтому аскетику святые отцы называли не наукой и даже не нравственной работой, а искусством, художеством, мало того, искусством и художеством по преимуществу. Теоретическое знание - философия - есть любовь к мудрости. Созерцательное ведение, даваемое аскетикой, есть филокалия - любовь к красоте. "...Аскетика создает не "доброго" человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых подвижников вовсе не их "доброта", которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности..." (Флоренский).

Святой подвижник, реально приобщаясь к жизни в безусловной красоте, фактически еще при жизни преодолевая границу между двумя мирами, выполняет акт теургии, т.е. Богоделания. Если понимать Т. Только как создание новых ценностей, то возникает непреодолимая трудность в объяснении природы Т., поскольку всякое новое знание не складывается из суммы старых, чтобы прийти к новой идее, новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать, иначе неизвестно, куда идти и что искать. Но как можно знать то, что еще предстоит узнать. Новое непредсказуемо по содержанию, но предсказуемо по форме. Чтобы открыть новое, нужно измениться самому, научиться удивляться миру, видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит.

Т. - это образ жизни. Увидеть ч.-л. Впервые чрезвычайно трудно, потому что знания, образование, привычка сейчас же все объясняют, переводят в привычные штампы. Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, не было прорыва к этому состоянию, то он остается один на один с собой со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли раньше, - значит увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения, которые постоянно оказывают давление на восприятие, "гасят" его. Тень прошлого постоянно висит над человеком.

Но в оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственной актуальности, здесь нет мертвого прошлого, с которым сравнивается настоящее. Здесь новое - не в сравнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого.Подобный подход к сути Т. Имеет длительную историческую традицию - от установок буддийской медитации до гуссерлевской теории "оригинального восприятия".Т. Проявляется во всех формах жизни человека. Особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны. Закон и Т. Нравственный человек должен соблюдать закон, но истинное понимание и исполнение закона всегда должно быть не механическим, а творческим. Если совершенство и чистота внутреннего строя души есть общечеловеческая задача, то у каждого человека должно быть свое особенное совершенствование - совершенствование собственной личности.

Не послушание, не механическое следование требованиям закона, а Т. Есть нравственный долг личности. Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальную задачу, у которой нет ничего общего с механическим исполнением раз и навсегда данной нормы. В противоположность И. Канту подобная этика утверждает, что нельзя поступать так, чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда, поступать можно только индивидуально и всякий раз иначе. Ведь в общении каждый всегда видит перед собой живого человека, а не отвлеченное добро. Т., творческое отношение ко всей жизни есть, согласно С.Л. Франку, не право, а обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив во всех сферах жизни. Этика Т. Преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни, из которого никуда нельзя вырваться.

Только в ней становится ясно, что злые страсти нельзя победить через отрицательную аскезу, запрет. Их можно победить только через пробуждение положительной творческой духовной силы. Что касается задач, поставленных жизнью, то человек должен постоянно делать нравственные изобретения и открытия. Не просто принимать закон добра, а индивидуально творить его. В каждом неповторимом индивидуальном акте творится новое добро, не существовавшее еще в мире и являющееся изобретением совершающего нравственный акт. Нет статического, застывшего нравственного порядка, подчиненного единому, общеобязательному нравственному закону.Человеческое Т. Вторично в сравнении с Т. Бога, человек не творит новое бытие, он творит только культуру.

Человек пытается сравниться с Богом. Не просто создавать новые смыслы, но и творить новое бытие, выйти за границы культуры, к сверхкультурному состоянию, ищет возможности теургического Т. Эта теургическая мечта особенно характерна для рус. Философии и литературы, разделявшей мысль Ф.М. Достоевского, что "красота спасет мир". В будущем искусство вырвется за рамки сегодняшней отчужденной, массовой, кризисной культуры к подлинному Т. Мира, к его преобразованию на основе божественных принципов добра, любви и красоты. Вся жизнь Л.Н. Толстого была мучительным переходом от Т. Совершенных художественных произведений к Т. Совершенной жизни. Его драма - попытка разрешить противоречие между искусством и жизнью, попытка найти в себе силы, которые выше искусства и в то же время только с помощью искусства могут стать силами, преображающими мир.

Мечта о возможности теургического Т. Завершается или в технической объективации, или в эстетическом безумии, но не перестает тревожить душу художника. Без теургического устремления остается непонятной природа человеческого Т., как и сама богоподобная природа человека.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Он же. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994. Т. 1. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. Т. 1.Е.Н. Некрасова.

Значения в других словарях
Творчество

IТво́рчество деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. В любой сфере. Научной, производственно-технической, художественной, политической и т. Д. — там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. Может рассматриваться в двух аспектах. Психологическом и философском. Психология Т. Исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Т. Как. Субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущно..

Творчество

"ТВОРЧЕСТВО" - иллюстрированный Журнал литературы, искусства, науки и жизни, в 1918-22, Москва. Редакторы А. С. Серафимович, В. М. Фриче. Печатались А. С. Новиков-Прибой, А. П. Бибик и др. Писатели. Журнал не избежал пролеткультовского влияния.. ..

Творчество

ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. Всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.. ..

Творчество

В прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло бы быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь — ряд непрерывных изменений и все обновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало — и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. — условный термин для обозначения психического акта, выра..

Творчество

ТВОРЧЕСТВО. ..

Творчество

-а, ср.. ..

Творчество

• настоящее творчество. ..

Творчество

Творческая работа, созидание. Создание, муза, фольклор, творческий процесс. ..

Творчество

Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. К. Всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.. ..

Творчество

Ср.1) Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.2) То, что создано в результате такой деятельности.. ..

Творчество

ТВО́РЧЕСТВО -а. Ср.. ..

Творчество

-а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. Новаторов. II прил. Творческий, -ая, -ое. Т. Дар. Т. Путь писателя.. ..

Творчество

Творчества, мн. Нет, ср. (книжн.). Действие по глаг. Творить 1 в 1 знач. История жизни и творчества Пушкина. Художественное, научное творчество. Русский народ в течение одного века поднял свое духовное творчество на высоту, равную многовековым достижениям Европы. Максим Горький. Теперь в нашей стране сделано все для того, чтобы ключом било народное творчество на громадных просторах многонационального Советского Союза. Молотов. Советы явились новой революционной формой народного творчества. Истор..

Творчество

ТВОРЧЕСТВО. ..

Творчество

        ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, орган СХ СССР. Издаётся в Москве с 1957. Основан внимание уделяет теории и практике современного советского и зарубежного искусства (дискуссии, творческий опыт, рецензии на выставки, критические обзоры современных тенденций в художественном творчестве и пр.). Тираж (1986) 15 тысяч экземпляров. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 198..

Творчество

(англ. Creativity).1. В узком смысле, Т. - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. Зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае "Т. Есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. Усовершенствования в области техники".2. В более широком (и весьма распростран..

Творчество

— деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Свойственно человеку как субъекту творческой деятельности.. ..

Творчество

ТВОРЧЕСТВО - конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания (см. ПЛАТОН). В средневековой философии рассматривалось в контексте христианского теизма в связи с креативным потенциалом Бога как Творца, т.е. Субъекта превращения небытия в быгие (см. ДЕМИУРГ). Творческая сущность Абсолюта персонифицируется в христианстве в образе Софии (София как "художница"). Ренессансная и новоевроп..

Творение

Возникновение мира и любой отдельной вещи из ничего благодаря всемогущему божественному творению. Согласно христ. Учению о creatio continua (лат. – продолжающееся творение), акт божественного творения является непрерывным, он не только создает мир, но и содержит его в бытии. В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии. Все творения – создание природы (Гёте).. ..

Творческая Эволюция

— понятие и концепция философской системы Бергсона. Введены в работе "Творческая эволюция" — см. "Творческая эволюция" (Бергсон). Изначально разрабатывались им в целях обоснования схемы соотношения интеллекта и интуиции (инстинкта) и впоследствии заложившие фундамент центральной для Бергсона и большинства философов 20 ст. Проблемной парадигмы соотношения философии и науки как различных стратегий человеческой деятельности и конституирования миропонимания. Противопоставляя свое видение эволюции па..

Теза, Тезис

(от греч. Thesis – основополагающее положение) – утверждение, положение. В логике – утверждение, требующее доказательства. Антитеза, антитезис – противоположение, утверждение противного (см. Диалектика).. ..

Тезис

(греч. Thesis - положение, утверждение) - 1) в логике Т. Называется утверждение, подлежащее доказательству. 2) в теории аргументации Т. - положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений. 3) одно из центральных положений некоторой концепции или теории. 4) в диалектике Г.В.Ф. Гегеля - исходный пункт в процессе диалектического движения, ведущего далее к антитезису и, наконец, к синтезу, составляющим вместе триаду - универсальную, единс..

Дополнительный поиск Творчество Творчество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Творчество" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Творчество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа