Телеология

332

(греч. Telos — завершение, цель. Teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. Как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для объяснения и "самую лучшую" (см. Критику Платоном в "Федоне" Анаксагора за отсутствие в его космогонической модели обоснования цели и смысла существующего мироустройства. Пусть-де, например, описав Землю как плоскую или круглую, "объяснит необходимую причину — сошлется на самое лучшее, утверждая, что Земле лучше всего быть именно такой, а не какой-нибудь еще").

В метафизике Аристотеля идея целевой причины обретает свое категориальное выражение. Телос фиксируется им как предназначение (имманентная цель) существования как отдельных предметов, так и Космоса в целом. Выделение Аристотелем материальной, формальной, действующей и целевой причин как объясняющих возникновение и существование любого объек- та кладет начало эксплицитному развитию целевого когнитивного подхода к действительности, характерного для европейской (и в целом — западной) философской и культурной традиции. Такой подход глубоко фундирован самими основаниями культуры европейского типа. При осмыслении в той или иной культуре структуры деятельностного акта (превращение предмета воздействия в преобразованный в соответствии с его имманентными законами продукт — как объектная составляющая деятельности — и активное воздействие целеполагающего субъекта на орудие, переадресующее его активность предмету — как субъектная ее составляющая) возможны различные акцентировки.

Для традиционной (восточной) культуры, основанной на аграрном хозяйстве, характерен акцент на объектной составляющей деятельности, и преобразовательный процесс мыслится как спонтанное изменение объекта. Этому соответствует нравственный принцип добродетели как недеяния ("у-вэй" в даосизме), типичный для восточных культур, и доминирование в архаичных восточных языках грамматической структуры пассивного залога. В противоположность этому для основанной на динамичном развитии ремесленной деятельности античной культуры характерно акцентирование субъектной составляющей деятельности, и последняя понимается именно как активное вмешательство человека в естественные природные связи, создание новых свойств предмета и новых предметов (ремесленник обозначается в древнегреческом языке как demiourgos — см.

Демиург). Этому соответствует античная мораль активизма (см., например, полисный закон Солона, согласно которому грек, не определивший во время уличных беспорядков своей позиции с оружием в руках, лишался гражданских прав). Для древнегреческого языка типичны залоговые структуры актива и в целом активные грамматические композиции, что проявляется даже в обозначении так называемого примысленного субъекта в тех языковых структурах, которые фиксируют объективно-спонтанные процессы (характерное для Аттики "Зевс дождит"). Проявлением указанной акцентировки является дифференциация (более пристальное детализирование) акцентированного блока деятельностного акта. Интегральной материальной (объектной) причине противостоит в говорящей устами Аристотеля европейской культуре разветвленный причинный комплекс, фиксирующий не только активность субъектного начала как таковую ("действующая причина"), но и ее структурирующий потенциал ("формальная причина") и целесообразность ("целевая причина").

Интерпретированное в этом ключе становление Т. Может рассматриваться как закономерное для культуры западного (техногенного) типа и являющее выражением свойственного данной культуре активизма, в то время как в восточной культуре фило- софские установки телеологизма достаточно редки (санкхья, Мо-цзы). По Аристотелю, наличие целевой причины характеризует не только человеческую деятельность, но и объекты природы ("природа ничего не делает напрасно") в томсмысле, что каждая вещь стремится к своей энтелехии (гр. Enteles — законченный и echo — имею), т.е. К самоосуществлению, свершению, реализации вещью своей цели, что находит выражение в единстве материальной, формальной, действующей и целевой причин. Таким образом, античная традиция изначально задает амбивалентную трактовку цели.

И как объяснительного принципа, и как онтологической характеристики бытия. Оба эти вектора интерпретации цели находят свое развитие в историко-философской традиции разворачивания телеологической проблематики. Так, с одной стороны, Лейбниц, развивая идеи имманентной Т., вводит в философию понятие "предустановленной гармонии", в контексте которой каждая монада как энтелехия выступает "живым зеркалом Вселенной" и взаимодействие между ними детерминировано заданной Богом целью вселенского согласования. Идея предустановленной гармонии оказала значительное влияние как на философскую, так и на теологическую традиции. В постлейбницевской теологии телеологическое доказательство бытия Божьего (очевидная целесообразность мира с необходимостью предполагает наличие Бога-устроителя) фиксируется, наряду с онтологическим и космологическим, в качестве фундаментального.

Принцип "конечных причин" (causa finalis) играет значительную роль в философии Шопенгауэра, Лотце, Э. Гартмана, Бергсона, выступает основополагающим конститутивным принципом в онтологии современного неотомизма, конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. С другой стороны, в историко-философской традиции отчетливо просматривается вектор интерпретации Т. Как познавательного подхода и объяснительного принципа. По оценке Канта, понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своей природе, не может и не должно рассматриваться как онтологическая характеристика бытия. Целесообразность, по Канту, есть "особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлексирующей способности суждения".

Тем не менее, данное понятие может играть роль "хорошего эвристического принципа". Таким образом, в немецкой трансцендентально-критической философии оформляется особый — целевой — тип причинности, выступающий альтернативой механистическому детерминизму лапласовского типа и апплицированный, прежде всего, на социально-гуманитарное познание (Т. Как способ объяснения истории у Фихте и объективная характеристика царства духа у Шеллинга, телеологизм как закономерность развития исторического процесса уГегеля.) Телеологический принцип как критериальная основа специфики гуманитарного знания анализируется Марбургской школой неокантианства, дифференцирующей естественно-научное и философское познание на основе дифференциации "мира природы" с его каузальными закономерностями и "мира свободы" (т.е.

Духовной культуры) с закономерностями телеологическими. Телеологический подход имеет свою традицию. В физиологии (витализм, холизм), в психологии ("физиология активности" и современный бихевиоризм), в социологии (структурно-функциональный анализ и веберовская концепция целерационального действия), в общей теории систем (телеологические уравнения Л. Фон Берталанфи, описывающие функционирование стремящейся к заданному состоянию системы), в кибернетике (телеологическая интерпретация информации в неофинализме, тейярдизме, информационном витализме. Положившая начало кибернетике как теоретической дисциплине статья А.Розенблюма, Винера и Дж.Бигелоу имела название "Поведение, целенаправленность и Т."), в социальной антропологии ("Т.

Субъекта" в феноменологическом персонализме и герменевтической феноменологии), в науковедении и философской методологии (неопозитивизм В. Штегмюллера), в аксиологии (анализ роли ценностей в историческом процессе и обоснование смысла жизни). Принципиально новый смысл идеи Т. Обретают в контексте оформляющейся в современной культуре общей теории нелинейности, что находит свое выражение в развитии представлений об аттрактивных зависимостях.М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Телеология

(от греч. Télos, родительный падеж téleos — результат, завершение, цель и. Логия (См. ...Логия) идеалистическое учение о цели (См. Цель) и целесообразности (См. Целесообразность). В противовес Детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему, Т. Постулирует особый вид причинности. Целевой, отвечающей на вопрос — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Этот принцип «конечных причин» («causa finalis»), согласно которому идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объ..

Телеология

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. Telos - род. П. Teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф), или являются внутренними причинами природы (Аристотель, Г. В. Лейбниц).. ..

Телеология

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греческого telos, родительный падеж> teleos - цель и ...логия), философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели (целесообразность или способность к целеполаганию), которые или устанавливаются Богом (Х. Вольф>), или являются внутренними причинами природы (Аристотель>, Г.В. Лейбниц).. ..

Телеология

И физико-теологическое доказательство бытия Бога. — Термин телеология означает учение о целях. В той мере, в какой цель есть несомненно существующий факт человеческой природы, Т. Имеет несомненно научное значение, образуя собою как объяснение этого факта часть психологии, а как его оценка — часть этики. Кроме фактически существующих целей, многие мыслители допускают еще в природе и цели предполагаемые, вводя в объяснение и оценку природы, нередко и всего мира или даже его Творца, начало целесооб..

Телеология

-и, ж.. ..

Телеология

"Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)учение о цели существов. Мира. Из разумной цели, гармонии мира, выводили заключение о бытии Бога.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907). ..

Телеология

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Телеология

Ж.Философская концепция, согласно которой все в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных Богом или природой целей.. ..

Телеология

ТЕЛЕОЛО́ГИЯ -и. Ж. [от греч. Telos (teleos) - достигший конца. Цель и logos - учение] Идеалистическое учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой богом или природой целью. Критика телеологии. Сущность телеологии.. ..

Телеология

-и, ж. Учение, считающее, что всё в мире осуществляется в соответствии с заранее предопределённой Богом или природой целью. |Г прил. Телеологический, -ая,-ое.. ..

Телеология

Телеологии, мн. Нет, ж. (от греч. Telos - конец, цель и logos - учение). 1. Идеалистическое учение, по к-рому вся история мира есть результат целесообразно действующих сил, направляющих жизнь к предустановленной конечной цели (филос.). 2. Устремление, направление к какой-н. Цели как внутренняя черта, характеристика чего-н. (науч.).. ..

Телеология

(греч. "teloz", "цель", и "logoz", "учение"). ..

Телеология

(телео- + греч. Logos учение) идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, что в действительности присуще лишь деятельности человека.. ..

Телеология

(Телео- + греч. Logos учение)идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, что в действительности присуще лишь деятельности человека.. ..

Телеология

(телео- + греч. Logos учение) - идеалистическое учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, что в действительности присуще лишь деятельности человека.. ..

Телеология

(греч. Telos - цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Такая целенаправленность является не детерминистической, а рассматривается как проявление либо божественного промысла, либо как проявление внутренних и непостижимых для человека природных причин. Т. В медицине пытается обосновать представления о фатализме, присущем возникновению болезней.. ..

Телеология

(греч. Telos – цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Такая целенаправленность является не детерминистической, а рассматривается как проявление либо божественного промысла, либо как проявление внутренних и непостижимых для человека природных причин. Т. В медицине пытается обосновать представления о фатализме, присущем возникновению болезней.. ..

Телеология

(греч. Telos – цель + логия). Идеалистическое направление в философии и биологии, проповедующее целесообразность, соответствие каким-то высшим целеполагающим мотивам происходящих в природе процессов, явлений. Такая целенаправленность является не детерминистической, а рассматривается как проявление либо божественного промысла, либо как проявление внутренних и непостижимых для человека природных причин. Т. В медицине пытается обосновать представления о фатализме, присущем возникновению болезней.. ..

Телеология

(от греч. Telos. ..

Телеология

(от греч. Telos, род. Падеж teleos - цель, результат, завершение и логия), идеалистич. Учение об изначальной целесообразности в природе, приписывание внутр. Цели развитию живой природы. Телеологич. Представления впервые высказаны Аристотелем, к-рый носителем изначальной целесообразности считал особую нематериальную субстанцию - энтелехию. Впоследствии присутствием подобной субстанции (жизненная сила, целенаправленность) объясняли качеств, специфику живого, органич. Целесообразность, направленнос..

Телеология

— религиозно-идеалистическое воззрение о господстве в мире извечно предустановленных цепей и целесообразности, ради осуществления которых все окружающее существует и развивается. Выражается в антропоморфизации природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал.. ..

Телеология

(греч. Telos - завершение, цель. Teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. Как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как 'необходимую' для..

Телеология

ТЕЛЕОЛОГИЯ (греч. Telos - завершение, цель. Teleos - достигший цели и logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. Как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необх..

Телеология

(греческое "teloz", "цель", и "logoz", "учение") -дословно, "учение о цели". Телеология исходит из предпосылки, что у каждого явления или процесса есть определенная цель, и следовательно, историческое развитие не является спонтанным, хаотическим и случайным процессом, но соответствует определенной логике.. ..

Телезио (Тelesio) Бернардино

(1509-1588) - ит. Натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском ун-те, где получил докторскую степень (1535). Основал первое в Европе естественно-научное общество ("Телезианская академия"), ставившее своей целью изучение законов природы на основе чувственного опыта и независимо от книжных авторитетов. Основное соч. Т. - "О природе вещей согласно ее собственным принципам" (1565, расширенное изд. 1586), где содержится критика схоластического аристотели..

Телекинез

См. Психокинез.. ..

Телепатия

(от греч. Tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств, т.е. Без помощи языка, непроизвольного шепота или каких-либо чувственно воспринимаемых явлений, выражающих внутреннюю жизнь человека. Наука все больше и больше допускает возможность такого процесса.. ..

Телесность

— понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, наряду с этим, осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в п..

Дополнительный поиск Телеология Телеология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Телеология" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Телеология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа