Телесность

230

— понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, наряду с этим, осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в плане предельной его семиотизации. Согласно постмодернистской интерпретации, у Т. "нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа", в котором "ничто не репрезентативно" (Делез). Арто говорил в свое время о "телесном языке".

А.Жарри полагал, что "актер должен специально создавать себе тело, подходящее для. Роли". А.Юберсфельд в рамках "семиологии театра" интерпретировала тело актера как не имеющее иной формы бытия, помимо знаковой. "наслаждение зрителя в том, чтобы читать и перечи- тывать "письмо тела". Объект желания ускользает, он есть и не есть. Сам статус зрителя образован невозможностью удовлетворения, — и не только потому, что он не может обладать объектом своего желания, — ведь даже если бы он обладал им, ему принадлежало бы нечто совсем иное, а не то, чего он желает". Т. И текстуальность, т. Обр., оказываются практически изоморфными, конституируя то, что в постмодернистской рефлексии получает наименование "конфигурации пишущего тела".

Р.Барт непосредственно пишет о Т. "Что же это за тело. Ведь у нас их несколько. Прежде всего, это тело, с которым имеют дело анатомы и физиологи, — тело, исследуемое и описываемое наукой. Такое тело есть не что иное, как текст, каким он предстает взору грамматиков, критиков, комментаторов, филологов (это фено-текст). Между тем, у нас есть и другое тело — тело как источник наслаждения, образованное исключительно эротическими функциями и не имеющее никакого отношения к нашему физиологическому телу. Оно есть продукт иного способа членения и иного типа номинации". В проекции постмодернизма, бытие субъекта — это не только бытие в текстах, но и текстуальное по своей природе бытие (см. Симуляция). Развивая идею неклассической философии о том, что Т., по словам Марселя, есть своего рода "пограничная зона между быть и иметь", постмодернизм переосмысливает феномен интенциональности сознания в качестве направленного вовне желания, — как пишет Гваттари, "желание — это все, что существует до оппозиции между субъектом и объектом".

Фиксация структурным психоанализом вербальной артикулированности бессознательного (Лакан) приводит постмодернизм к трактовке желания как текста. — Вербально артикулированное желание направлено на мир как текстуальную реальность, в свою очередь, характеризующуюся "желанием-сказать" (Деррида). В контексте этого вербально артикулированного процесса утрачивается не только дуализм субъекта и объекта (в контексте общей парадигмальной установки постмодернизма на отказ от презумпции бинаризма), но и дуализм тела и духа, что задает фундамент для парадигматической установки, получившей универсально принятое название "сращивания тела с духом". — Т. Понимается как семиотически артикулированная и ориентированная текстуально.

Как пишет Р.Барт, "удовольствие от текста — это тот момент, когда мое тело начинает следовать своим собственным мыслям". И, наоборот, текст обретает характеристики Т. Как пишет Р.Барт, "текст обладает человеческим обликом. Быть может, это образ, анаграмма человеческого тела. Несомненно. Но речь идет именно о нашем эротическом теле". Т., т.обр., артикулируется постмодернизмом как сфера разворачивания социальных и дискурсивных кодов. "феноменологическое тело" у Мерло-Понти, "соци- альное тело" у Делеза и Гваттари, "текстуальное тело" у Р.Барта, etc. — и оказывается, подобно всем дискурсивным средам, "местом диссоциации Я" (см. "Смерть субъекта"). В этом отношении философия постмодернизма рефлексивно осмысливает себя как "философию новой Т.".

(См. Также Тело, Тело без органов.)М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Телесность

-и, ж.. ..

Телесность

Эротичность, чувственность, физичность, материальность. ..

Телесность

Телесности, мн. Нет, ж. 1. Отвлеч. Сущ. К телесный в 1 знач. (книжн.). Телесность зрения (восприятие им свойств тел, напр. Глубины, толщины). 2. Отвлеч. Сущ. К телесный в 4 знач. (книжн. Устар.). Телесность мира. 3. Тучность, толщина тела (ср. Телеса. Простореч. Фам. Шутл.). Мудреная это штука танцы животом, особливо при моей телесности. Лейкин.. ..

Телесность

Понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, наряду с этим, осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в пла..

Телесность

Понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и т.п. (Ницше, Кьеркегор, Кафка и др.). Во многом продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у Фуко), постмодернизм, наряду с этим, осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в пла..

Телеология

(греч. Telos — завершение, цель. Teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740, однако основы Т. Как парадигмальной установки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механическому натурфилософскому детерминизму. Так, Платон оценивает целевую причину, не конституированную еще в его диалогах в категориальной форме, как "необходимую" для..

Телепатия

(от греч. Tele – вдаль, далеко и pathos – чувство) – передача мыслей и чувств на расстоянии без посредства органов чувств, т.е. Без помощи языка, непроизвольного шепота или каких-либо чувственно воспринимаемых явлений, выражающих внутреннюю жизнь человека. Наука все больше и больше допускает возможность такого процесса.. ..

Тело

— термин традиционного эстетического и социо-гуманитарного знания (см. Также Телесность), обретающий имманентный категориальный статус в понятийном комплексе философии постмодернизма. В контексте установки постмодерна на преодоление традиционалистских оснований европейского "метафизического" мышления (противоположенность субъекта и объекта, пафосный гносеологизм, гипотеза о качественной неоднородности и эшелонированности данных человеческого опыта) "Т." выступает как пакетное понятие, центрирующ..

Тело Астральное

(от лат. Astrum – звезда) – тело, которое в обычных условиях остается невидимым и недоступным и в качестве движущей духовной силы господствует в земном теле (по Парацельсу). В теософии и антропософии то же самое, что Aura.. ..

Дополнительный поиск Телесность Телесность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Телесность" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Телесность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 10 символа