Теодицея1
(полное название "Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и происхождении зла") - соч. Г.В. Лейбница, написанное около 1710, в котором разрабатываются основные принципы "естественной теологии". В задачи "Т." входит оправдание Бога в Его благости и всемогуществе в связи с существованием зла в мире. В "Предварительном рассуждении" Лейбниц, полемизируя с П. Бейлем, обосновывает согласие веры и разума. Положения христианской веры оказываются не противоречащими разуму, но "сверхразумными". Истины разума и откровения предстают как разновидности всеобщего разума Бога. Это дает возможность такого филос. Объяснения существования зла, которое не только совместило бы с ним совершенство Бога и мира, но даже включило бы зло как необходимый элемент совершенства целого.
Лейбниц различает три разновидности зла. Метафизическое, физическое и моральное. Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое - в страдании, моральное - в грехе. В соответствии с этим строится композиция работы. В 1-й части исследуются общие вопросы теодицеи, во второй - проблема оправдания морального зла, в 3-й - зла физического. Важным моментом теодицеи становится представление о нашем мире как наилучшем из возможных. Мир как совершенное целое может включать элементы, которые вне контекста целостности выглядят несовершенными. Всякое создание по своему существу ограниченно, и эта ограниченность заключает в себе причину "метафизического зла", которое само по себе необходимо. Зло по своей природе относится к добру как несовершенное к совершенному, возникает как недостаток или отсутствие добра.
В своей высшей форме различие между добром и злом - это различие между абсолютной реальностью и абсолютным ничто, в действительности - различие между большим и меньшим совершенством. Зло подчинено добру, не может препятствовать совершенству целого. Зло оказывается негативным условием добра, средством его достижения, основой действительного мира как наилучшего.Тем самым разрешается и вопрос об отношении Бога ко злу. Для Бейля неспособность Бога воспрепятствовать мировому злу была свидетельством против его всемогущества. Лейбниц полагает, что Бейль забывает о мудрости Бога, разрушая единство в Святой Троице могущества, разума (мудрости) и воли (любви). Бог желает только совершенного, но, создавая его, действует под влиянием логических условий ("Он не творец собственного ума"), содержащих несовершенство.
Бог не желает зла, а только допускает его.В вопросе о соотношении божественного предопределения и свободы воли Лейбниц различает понятие судьбы и необходимости. Необходимость может быть метафизической (абсолютной), физической и моральной. Абсолютная свобода доступна только Богу, свобода человека возможна, поскольку он, будучи высшей из земных монад, способен к самопознанию и самоопределению в гармонии со всеми видами необходимости. "Т." впервые издана в Амстердаме в 1710 на фр. Яз. Рус. Перевод в жур. "Вера и разум", 1888-1892, последнее издание в 4-м томе сочинений Лейбница (М., 1989). Фишер К. История новой философии. СПб., 1905. Т. 3. Jalabert J. Le Dieu de Leibniz. Paris, 1960. C.A. Коначева.
Дополнительный поиск Теодицея1
На нашем сайте Вы найдете значение "Теодицея1" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Теодицея1, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 9 символа