Утилитаризм

273

(от лат. Utilitas - польза) - направление в моральной философии, основанное Дж. Бентамом в трактате "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1780) и развитое в его классическом виде и именно под названием "У". Дж.С. Миллем ("Утилитаризм", 1863). Милль сформулировал основные аргументы У. Против многочисленных возражений критиков. Главный пафос миллевской полемики был направлен против априоризма и интуитивизма, а персонально - против И. Канта и его английских последователей. Согласно У., в основе морали лежит общее благо (как счастье большинства людей), которое Бентам называл общей пользой, безусловно отличая ее от корысти, или личной выгоды. Под принципом пользы он понимал принцип выбора действий и оценки поступков, который ориентирует на максимально большее благо.

Если действие касается интересов сообщества, то речь идет о пользе (счастье) сообщества, если - интересов индивида, то речь идет о пользе индивида. Формула общего блага - "наибольшее счастье наибольшего числа людей" - встречалась и раньше, у Ф. Хатчесона, Ч. Бекаария, К. Гельвеция и др., однако именно Бентам придал ей принципиальное значение для построения теории морали.Согласно У., все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. Счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза принимаются в У. В широком смысле. Под наслаждением понимаются всякие наслаждения, в т.ч. Чувственные, под пользой понимается всякая польза, в т.ч.

Выгода. У. - это теория, направленная против эгоизма. Приемлемость в каждом конкретном случае получаемого удовольствия или выгоды определяется тем, содействуют ли они достижению высшей цели. На этом же основываются определения (оценки) явлений и событий как хороших или дурных. При этом человек, по У., должен, имея в виду высший нравственный принцип, стремиться обеспечить хотя бы свое частное благо. В духе протестантской этики тем самым предполагалось, что человек должен исполнить в первую очередь свое профессиональное и социальное предназначение, но исполнить его с чистыми руками, по совести - добродетельно.В У. - в продолжение той линии в моральной философии, которая идет от Аристотеля и Эпикура и в противовес кантианству, - мораль выводится из того, что составляет конечную (высшую) цель.

Мораль определяется Миллем как "такие правила для руководства человеку в его поступках, через соблюдение которых доставляется всему человечеству существование, наиболее свободное от страданий и наивозможно богатое наслаждениями". Три фактора, по Миллю, препятствуют осуществлению принципа пользы или человеческому счастью. Себялюбие людей, недостаток умственного развития и дурные государственные законы. Тем самым утверждалась недопустимость смешения целей и ценностей.Главный моральный принцип конкретизируется в менее общих принципах второго уровня. И если брать моральные обязанности человека, то каждая из них соотнесена с второстепенными принципами. Эти принципы не менее значимы, чем главный принцип, и степень их обязательности такая же, как у главного принципа.

Т.о., структура морали в У. Милля задается иерархией главного принципа (принципа пользы) и производных, или второстепенных, принципов, которыми, собственно, и руководствуется человек в конкретных поступках. Таковы, напр., принцип справедливости, правила "не вреди", "противодействуй несчастью", "соблюдай интересы ближних". Сюда же можно отнести заповеди Декалога. На практике люди обходятся второстепенными принципами и нередко даже понятия не имеют о существовании главного принципа. Однако в случае конфликта между различными второстепенными принципами роль общего основания для его разрешения играет главный принцип.В связи с этим обнаруживается важная теоретическая дилемма, суть которой касается оснований оценки поступков.

Согласно классическому У., оценка поступка должна основываться на результатах действия, взятого автономно, как отдельно осуществленного акта. Однако в интерпретации Милля основания оценки к этому не сводятся. Он рассматривал соблюдение прав др. Людей в качестве одного из результатов действия. Одновременно права человека выступают неким стандартом, выполнение которого вменяется каждому в обязанность. При том что каждое действие должно в конечном счете соотноситься с принципом пользы, и этот принцип - тоже определенный стандарт для оценки поступков - можно, т.о., выделить в У уже два типа оснований оценки. Результат, к которому привел поступок, и стандарт, или правило, которому поступок должен соответствовать.Это различие не было концептуально осмыслено Миллем, но оно определило развитие У.

В 20 в., отразившись в двух течениях У. У. Действия (actutilitarianism) и У. Правила (rule-utilitarianism). Согласно У. Действия, который продолжает традицию классического У., каждый человек в условиях выбора должен руководствоваться стремлением получения наибольшего счастья для наибольшего числа людей, вовлеченных в ситуацию поступка (П. Сингер). Как указывают критики У. Действия, такое основание выбора может противоречить взятым ранее обязательствам или принятым долгосрочным жизненным планам. Согласно У. Правила, при выборе поступка следует определить, какой набор конкретных правил, будучи принятым в обществе, обеспечит максимизацию пользы, а затем руководствоваться этими правилами (Р. Брандт). Второе направление является доминирующей формой современного У.Иодль Ф.

История этики в Новой философии. Т. 2. М., 1898. МилльДж.С. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998. Brandt R.B. Toward a Credible Form of Utilitarianism // Morality and the Language of Conduct. Detroit, 1965. Lions D. The Forms and Limits of Utilitarianism. Oxford, 1965. Sen A., Williams В., eds. Utilitarianism and Beyond. Cambridge, 1982.Р.Г. Апресян.

Значения в других словарях
Утилитаризм

(от лат. Utilitas – польза, выгода) 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. Либеральной буржуазии. И. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из н..

Утилитаризм

УТИЛИТАРИЗМ (от лат. Utilitas - польза - выгода),..1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели2)] Основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило распространение в Великобритании в 19 в.. ..

Утилитаризм

УТИЛИТАРИЗМ (от латинского utilitas - польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) В этике основанное И. Бентамом позитивистское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило распространение в Великобритании в 19 в.. ..

Утилитаризм

Термин новый, введенный во всеобщее употребление Д. С. Миллем в соч. Его "Utilitarianism" (1861). Милля следует считать и главным представителем направления, обозначаемого термином У. Предшественников Милль имел главным образом в английской философской литературе. Ежели некоторые историки считают возможным говорить об У. В древности, то это объясняется смешением двух понятий. У. И эвдемонизма, т. Е. Теорий, построенных на понятиях пользы и наслаждения. Виновником этого смешения является тот же М..

Утилитаризм

(фр. Utilitarisme, от лат. Utilis - полезный). 1) термин, введенный Д. С. Миллем - главным представителем утилитарной морали, ставящей своим идеалом возможно большую пользу (счастье), возможно большего числа людей. Принципы утилитаризма были высказаны ранее Милля Бентамом. 2) в узком смысле - искание во всем личной выгоды и пользы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) нравств. Учение, полагающее верховным критерием нравственности поступка ..

Утилитаризм

Практицизм, прагматизм, прагматичность, прагматика. ..

Утилитаризм

1. М.Направление в этике, согласно которому польза или выгода признаются критериями нравственности.2. М.Деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчет, стремление из всего извлекать выгоду. Узкий практицизм.. ..

Утилитаризм

УТИЛИТАРИ́ЗМ -а. М. [от лат. Utilitas - польза]. ..

Утилитаризм

-а, м. (книжн.). Узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу. II прш. Утилитаристский, -ая,-ое.. ..

Утилитаризм

Утилитаризма, мн. Нет, м. (от латин. Utilitas - польза). 1. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей (филос.). 2. Деятельность, основанная на грубо материальном расчете, на стремлении извлекать из всего выгоду, узкий практицизм (книжн. Неодобрит.). Все его действия обнаруживают крайний утилитаризм.. ..

Утилитаризм

(от лат. Utilitas - польза, выгода) - течение экономической мысли, в основе которого лежит оценка вещей, предметов, процессов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. Зародилось в Великобритании в XIX в. Под влиянием философа И.Бентама. В последующем развито экономистами австрийской школы в виде теории полезности.. ..

Утилитаризм

(от лат. Utilitas - польза, выгода) - течение экономической мысли, в основе которого лежит оценка вещей, предметов, процессов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. Зародилось в Великобритании в XIX в. Под влиянием философа И.Бентама. В последующем развито экономистами австрийской школы в виде теории полезности.. ..

Утилитаризм

(utilitarianism). ..

Утилитаризм

(от лат. Utilitas - польза, выгода) - течение экономической мысли, в основе которого лежит оценка вещей, предметов, процессов, явлений с точки зрения их полезности, возможности их использования для достижения целей и удовлетворения потребностей. Зародилось в Великобритании в XIX в. Под влиянием философа И.Бентама. В последующем развито экономистами австрийской школы в виде теории полезности.. ..

Утилитаризм

- польза, выгода - принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.. ..

Утилитаризм

( лат. Utilitas польза, выгода) - этическая теория, признающая пользу или выгоду критерием нравственности. Ее основатель И. Бентам определял основной принцип У. Как "обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей" посредством удовлетворения их частных интересов.. ..

Устойчивость

Постоянство, пребывание в одном состоянии. Противоположность – изменение.. ..

Утверждение

Положение, мысль, которой доказывают что-нибудь.. ..

Утомление

Частичная или полная утрата работоспособности или способности реагировать на раздражение, состояние паралича в (мышечных и) ганглиозиых клетках, которое развивается при отсутствии или недостаточном притоке кислорода и при образовании и накоплении определенных продуктов обмена веществ, т.е. «веществ утомления». Утомление имеет разнообразные проявления на поведенческом (снижение скорости и точности работы, снижение производительности труда), физиологическом (затруднение выработки условных связей, ..

Утопия

(греч. Ou — отрицательная частица, topos — место, т.е. "место, которого нет") — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. ..

Дополнительный поиск Утилитаризм Утилитаризм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Утилитаризм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Утилитаризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 11 символа