Утопия
(греч. Ou — отрицательная частица, topos — место, т.е. "место, которого нет") — понятие для обозначения описаний воображаемого/идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих соответствующие планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. От, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. На каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества.
У. Возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У нередко истолковывается как следствие того, что У. Являют собой "выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной". У. В ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать. Мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения. Поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями. Ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие.
Надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса. Проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В исторической ретроспективе У. Могли быть. А) несбыточными в границах наличных общественных условий, но осуществимыми при трансформировании последних (например, гоббсовский проект гражданского общества в 17 ст.). Б) перманентно конституирующимися (сопряженно с вызреванием необходимых предпосылок) сейчас и в мыслимом будущем (например, идеалы свободы и равенства в их понимании на рубеже 18—19 вв.). В) неосуществимыми в принципе (коммунистические лозунги всеобщего равенства и универсального изобилия).
В античности У. Тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. Приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф.Бэкона, "История севарамбов" Д.Верраса и т.п.). В 17—18 вв. У. Получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в. У. Все больше превращаются в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала.
У. Разнообразны по социальным задачам. Рабовладельческие У. (Платон — "Государство", Ксенофонт — "Воспитание Кира" и др.). Феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в. В.Андреа — "Христианополис", 1619 и др.). Буржуазные У. (Дж.Гаррингтон — "Республика Океания", 1656. Э.Беллами — "Взгляд назад", 1888. Т.Герцки — "Фрейландия", 1890, и др.). Различные произведения утопического социализма (Ш.Фурье — "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822 и "Новый хозяйственный социетарный мир", 1829. Де Сен-Симон — "Катехизис промышленников", 1823—1824 и "Новое христианство", 1825, и др.). Технократические У. (Веблен — "Инженеры и система цен", 1921, и др.). Анархические У. (У.Годвин — "Исследование о политической справедливости", 1793;Штирнер — "Единственный и его собственность", 1845, и др.).
Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем. Трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А.Коменский, Руссо и др.), научно-технические У. (Ф.Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе в 16—20 вв. Возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. На "У. Реконструкции", направленные на радикальное преобразование общества, "У. Бегства" от социальной действительности, а также "обоснованные У", У. Воплощения в жизнь. У. Отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и "окончательность" предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов.
У. Есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения и надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. В современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. Стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий. A.A. Грицанов.
Дополнительный поиск Утопия
На нашем сайте Вы найдете значение "Утопия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Утопия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "У". Общая длина 6 символа