Фараби (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан

228

(870-950) - философ и ученый, крупнейший представитель вост. Перипатетизма. Многие годы своей жизни провел в Багдаде, где получил хорошее образование и впервые познакомился с трудами антич. Мыслителей. Широкая образованность и ученость снискали ему славу "Второго Учителя" (после Аристотеля). Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь уважением и поддержкой происмаилитски настроенного правителя Сейф ад-Дауля. Творческое наследие Ф. Огромно (более 150 филос. И научных трактатов), а круг его интересов весьма широк (философия и логика, политика и этика, музыка и астрономия и т.п.). Наиболее известен его труд "Трактат о взглядах жителей добродетельного города". Начиная с Ф. Вост. Перипатетики стали рассматривать философию как науку, призванную служить не только истине (теоретическому разуму), но и благу (практическому разуму), а религия стала рассматриваться лишь как важное политическое искусство, имеющее не теоретико- познавательное, а прикладное значение.

Ф. Был убежден, что философия может быть достоянием только "избранных", в то время как общество в основе своей рассматривалось в качестве "широкой публики". Теоретической основой решения вопроса о соотношении философии и религии служило учение о том, что философы приобщаются к истине на основе аподейк-тики (греч. - достоверный), а "широкая публика", неспособная к теоретическому мышлению, - на основе диалектики, софистики, риторики и поэтики. Опираясь на это учение, Ф. Разработал теорию "добродетельного города", жизнь которого основана на "добродетельной религии" как аналоге истинной философии. Основные положения этого учения направлены на то, чтобы показать отсутствие противоречий между религией и философией, причем последняя рассматривается как падчерица первой.

Основные идеи, изложенные в "Трактате...". Объединение метафизики и политики в одну систему. Модель структуры "добродетельного города" рассматривается по аналогии со структурой иерархии Вселенной. Глава "добродетельного города" одновременно и философ, и пророк. Установление нисходящей иерархии при рассмотрении структуры мира и объяснении видов разума (от перворазума до деятельного разума) и восходящей иерархии при рассмотрении мира природы и человека (от первоматерии до приобретенного разума и от индивида и человеческого сообщества до главы города). Т.о., у Ф. Метафизика дополняется неоплатонической концепцией эманации как "идеальной религии" добродетельного города, подражающей "истинной философии" и устанавливающей "согласие" между учением философов об извечности мира и креационизмом ислама.

Необходимость же такого "согласия" была обусловлена нестабильной общественно-политической ситуацией в Арабском халифате в 10 в., когда перед философами появилась перспектива создания модели идеального гос-ва по образцу платоновского "Государства". Во главе "добродетельного города" должны были находиться философы, а идеологическую основу должна была составлять "добродетельная религия". Трактовка взглядов Ф. Как смешение аристотелизма и неоплатонизма основана на том, что свои идеи в духе аристотелизма он излагал в эзотерических трудах. Основой понимания его истинных филос. Взглядов является "Книга букв". Ф. Оказал большое влияние на последующее развитие философии, а также музыки ("Большой трактат о музыке" - важнейший источник о др.-греч.

И вост. Музыкальных культурах).Китаб ал-милла ва-нусус ухра. Бейрут, 1968. Китаб ал-хуруф. Бейрут, 1970. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1975. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1978. Ас-сийасат ал-маданийа. Хайдарабад, 1346 X. Тахсил ас-саада. Хайдарабад, 1345 X.Хайруллаев М.М. Фараби, эпоха и учение. Ташкент, 1975. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. КасымжановА.Х. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. Алма-Ата, 1984. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. М., 1987. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995. Сагодеев А.В. Восточный перипатетизм.

Нью-Йорк, 1999. Madkour I. La plase d' al-Farabi dans l'ecole philosophique musulmane. Paris, 1934. Rescher N. Studies in the History of Arabic Logic. Pittsburg, 1963. History of Islamic Philosophy. V. I- II. Tehran, 1999. H.C. Кирабаев.

Значения в других словарях
Фантасмагория

(от греч. Phantasma – видение, призрак и agoreuo – говорю) – причудливое видение, фантастический образ, призрак, галлюцинация, нечто нереальное.. ..

Фантастическое

Основанное на фантазии, независимо от реальности. Чтобы отличить идеальное от фантастического, Гёте обращается к меткому образу акведука. Идеальное покоится на устоях, которые имеют своей основой почву действительности. Фантаст возводит в воздухе арки своего воздушного замка.. ..

Фатализм

(лат. Fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека. 2) - соответствующий поведенческий принцип. Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. Пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. В философских концепциях. Окказионализм, предустановленная гарм..

Фатум

(лат. Fatum) – судьба, слепая необходимость природы. Amor fati – любовь к судьбе, по Ницше – признак человеческого величия (см. Судьба). У стоиков – сила, управляющая миром.. ..

Дополнительный поиск Фараби (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан Фараби (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фараби (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фараби (аль-Фараби) Абу Наср Мухаммед Ибн Тархан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 48 символа