Фейерабенд (Feyerabend) Пол
(1924-1994) - амер. Философ и методолог науки. Один из наиболее ярких и оригинальных представителей постпозитивизма. Род. В Вене, изучал математику, астрономию, теорию искусства, историю в Венском ун-те, теорию драматургии в Веймаре. Одним из его учителей в Вене был философ-марксист В. Холличер. Однако в своих работах Ф. Редко использует идеи марксизма, в основном просто эпатируя своих аналитически настроенных коллег цитатами из В.И. Ленина и Мао Цзэдуна. Участвовал во Второй мировой войне, был ранен. После войны ему предлагали стать ассистентом драматурга Б. Брехта, а затем - К. Поппера, с которым Ф. Познакомился в 1948, но он отказался от обоих предложений. С 1951 Ф. Преподавал философию в Англии, с 1958 - в США, с 1967 - проф.
Калифорнийского ун-та в Беркли.В своей концепции Ф. Своеобразно сочетает идеи критического рационализма, позднего Л. Витгенштейна, "научного материализма" и контркультурных и прочих нетрадиционных идейных движений. Спектр его интересов весьма широк - от методологии квантовой механики до анализа современного театра. Первоначально он получает известность своей бескомпромиссной критикой неопозитивизма. В противоположность гипотетико-дедуктивной модели науки и кумулятивизму он выдвинул тезис "теоретического реализма", означающий, что принятие некоторой теории детерминирует способ восприятия явлений, т.е. Ведет к неизбежной "теоретической нагруженности" эмпирических данных. Рост знания, по Ф., происходит в результате "пролиферации" (размножения) теорий, которые являются "несоизмеримыми" (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и понятия).
Ф. Отстаивает позицию теоретического и методологического плюрализма. Существует множество равноправных типов познания, но данное обстоятельство способствует не столько росту знания, сколько развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки - периоды борьбы альтернатив. Истоки последних коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых. Социологически интерпретируя познание, Ф. Отказывается от понятий истины и объективности, подчеркивает относительность критериев рациональности в познании и деятельности.Социальная философия Ф., изложенная в кн. "Наука в свободном обществе" (1978), исходит из концепции "свободного общества", явно противостоящего попперовскому "открытому обществу". В "свободном обществе" "все традиции имеют равные права и одинаковый доступ к центрам власти", что должно обеспечиваться правовой "защитной структурой" и демократической практикой "гражданских инициатив".
Науку следует уравнять в правах с др. Идеологиями и тем самым поставить заслон сциентизму как частной идеологии науки. Отделение церкви от государства следует дополнить отделением науки от государства - это должно послужить гуманизации как самой науки, так и всей современной культуры.Стремление Ф. Разрушить дисциплинарные границы, объединяя науку с искусством, религией и мифом, а философию - с литературой, его критический пафос, нацеленный против многих идолов современной культуры, - все это делает его одним из предшественников амер. Постмодернизма.Избр. Труды по методологии науки. М., 1986. Against Method. Outline of an Anarchistic Theory of Knowledge. London, 1975. Science in a Free Society. London, 1978. Problems of Empiricism.
Philosophical Papers. Cambridge, 1981. Farewell to Reason. London. New York, 1987..
Дополнительный поиск Фейерабенд (Feyerabend) Пол
На нашем сайте Вы найдете значение "Фейерабенд (Feyerabend) Пол" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фейерабенд (Feyerabend) Пол, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 27 символа