Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас

374

(1804— 1872) — немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. Пишет отцу. "За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года".) В 1828 защитил диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", выдержанную в духе гегелевского идеализма. После защиты — приват-доцент Эрлангенского университета. В 1830 анонимно выходит в свет сочинение Ф. "Мысли о смерти и бессмертии", в котором оспаривался тезис о личном бессмертии и загробной жизни, бессмертие закреплялось Ф. Лишь за человечеством в целом. Аноним становится известен и начинаются гонения, для Ф. Закрываются университетские кафедры. Ф. Сотрудничает с журналами. В 1833 опубликовал первый том книги "История новой философии" (т.

2 вышел в 1837, т. 3 — в 1838). Книга принесла предложения ряда журналов ("Берлинер Ярбухер" заказал Ф. Рецензии на "Историю философии" Гегеля и "Философию права" Г.Шталя). Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Ф. Того времени (юмористические философские афоризмы "Писатель и человек", 1834). Основные философские труды пишутся Ф. В деревне Брукберг, куда он переселился с семьей в 1837. Ф. Провел там 24 года, покинув свое уединение лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848—1849. Важной вехой интеллектуальной биографии Ф. Был разрыв с учением его наставника — Гегеля. В 1839 Ф. Была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали. "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Ф.

Критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления. "Гегель начал с бытия, с понятия бытия, или с абстрактного бытия. Так почему бы не начать с самого бытия, т.е. Реального бытия", — отмечал Ф. И далее писал. "Спекуляция, выходящая за пределы человеческого, тщетна, как тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто большее, чем просто человеческое тело, но ничего другого, кроме гротескных фигур, у него не получается..." ("К критике гегелевской философии"). Мир рассматривался Ф. Как органическая целостность, в центре которой — человек. Человек трактуется Ф. Как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

Особое значение имела книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Ф. Дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена, стремясь "свести религию к антропологии". По мысли Ф., религия — сугубо человеческий факт. (Согласно Ф., "бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".) Что человек думает, какие исповедует принципы, — таков его Бог. Собственная ценность человека формирует и ценность его Бога. Бог — внутренний образ, сущность выраженного человека. "возвращение к самому себе есть открытое признание того, что сознание Бога — это сознание вида". Критика религии становится основной темой творчества Ф.

Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Ф. Учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Ф. Предлагал заменить "теономией", рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога. Разгадку веры, согласно Ф., следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. "То, что человек думает о Боге, — это осознание человеком самого себя". Чувство зависимости и обусловило, по Ф., возникновение феномена религиозной веры. По Ф., "Бог — это слеза любви, упавшая в самую потаенную глубь человеческой души, где и покоится тайна ее бессилия и ее ничтожества". Антропологизм Ф. Вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е.

Предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества — создания "царства Божьего" наземле. (Как отмечал Ф., "моей первой мыслью был Бог, второй — Разум, третьей и последней — человек".) В философии Ф. На место любви к Богу ставится любовь к Человеку. Суть гуманизма, по Ф., — "не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане — полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте". Последующие работы Ф. "Сущность религии" (1845), "Теогония" (1857). Ф. Конец жизни провел в нужде (после банкротства зятя вынужден был покинуть Брукберг в 1860).

Философия Ф. Получила различные интерпретации. Марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии.В.Л. Абушенко.

Значения в других словарях
Фейерабенд (Feyerabend) Пол

(1924-1994) - амер. Философ и методолог науки. Один из наиболее ярких и оригинальных представителей постпозитивизма. Род. В Вене, изучал математику, астрономию, теорию искусства, историю в Венском ун-те, теорию драматургии в Веймаре. Одним из его учителей в Вене был философ-марксист В. Холличер. Однако в своих работах Ф. Редко использует идеи марксизма, в основном просто эпатируя своих аналитически настроенных коллег цитатами из В.И. Ленина и Мао Цзэдуна. Участвовал во Второй мировой войне, был ..

Фейерабенд (Feyerabend) Пол (Пауль) Карл

1924—1994) — американо-австрийский философ и методолог науки. Уроженец Вены, изучал историю, ма- тематику и астрономию в Венском университете, теорию драматургии — в Веймаре. Научную карьеру начал в 1951, работая в Англии, с 1958 — в ряде североамериканских университетов и в университетских центрах Западной Европы. С 1967 Ф. Профессор Калифорнийского университета (Беркли). Основные сочинения. "Против метода. Очерк анархистской теории познания" (1975), "Наука в свободном обществе" (1978), "Пробле..

Феминизм

Термин, применяемый к идеологически-политическим, правовым, филос. Течениям зап. Мысли, занимающимся женской проблематикой. Идеи Ф., возникнув в Европе в эпоху Просвещения, во втор. Пол. 20 в. Получили распространение в большинстве стран мира. Заявкой на выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения принято считать работу М. Уоллестоункрафт "Защита прав женщины" (1792), вопрос о неравноправии женщин обсуждали Ш. Фурье, Д. Дидро, М. Кондорсе, Ф. Энгельс, Дж.С. Милль и др. Предтечей сов..

Феномен

(от греч. Phainomenon - являющееся) - филос. Термин, имеющий широкий спектр значений, иногда - синоним "явления". Платон считал, что Ф. Противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. И непознаваемую "вещь в себе", эта позиция была модифицирована в феноменализме (Дж. Беркли, Дж.С. Милль, а также Э. Мах, Р. Карнап и др.). Впервые в систематической форме под вопрос были поставлены познаваемость внешнего мира и обыденная уверенность в его существовани..

Дополнительный поиск Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 35 символа