Феноменология Восприятия

217

(1945. Рус. Пер. -1999) - основной труд фр. Философа феноменологическо-экзистенциалистского направления М. Мерло-Понти. В нем автор обосновывает собственное прочтение феноменологии, сложившееся у него под воздействием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Мерло-Понти развивает свою философию, опираясь на понятие "жизненного мира", к которому обращались оба философа. Гуссерль пришел к нему в конце своего творчества, Хайдеггер исходил из него. Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти требует от философии заниматься не объяснением своего предмета, а его описанием (дескрипцией). Для этого необходимо вынести за скобки не только данные наук, в т.ч. И наук о человеке - психологии, анатомии, социологии и др., но и положения естественной установки.

И наука, и естественный взгляд на положение дел строятся, исходя из видения человека, из его жизненного опыта. Философии надлежит вернуться к самому этому опыту, вторичным выражением которого являются и наука, и естественные установки. В этом отношении урок феноменологической редукции состоит в признании того, что полная редукция невозможна. Она непременно останавливается на человеке, изначально связанном с миром, присутствующем в мире. Усилия редукции должны быть направлены на отыскание структур такой связи человека с миром. Цель философии - повествование о начале, ей надлежит формулировать "жизненный опыт", контакт с миром, который предшествует любой мысли о мире. Мерло-Понти обращается к понятию восприятия, трактуя его как искомый феноменологией феномен, в котором одновременно осуществляются первичный контакт человека с миром, подлинное самовыражение человеческой субъективности, обращение к др.

Человеку и совместное с ним созидание мира культуры. Считая феномен первичным открытием мира, роль субъекта в этом процессе философ отводит человеческому телу - "собственному телу", "феноменальному телу", являющемуся "часовым", стоящим у основания слов и действий человека, "проводником бытия в мир", якорем, закрепляющим нас в мире, и вместе с тем способом нашего овладения миром. Одновременно тело - это "мера всего", "универсальный измеритель", поддерживающий целостность и гармонию мира.Первичное восприятие служит основанием человеческой культуры только в той мере, в какой оно принадлежит сразу нескольким субъектам, возникает на пересечении интенций, исходящих из различных т.зр. И имеющих не совпадающие одна с др.

Перспективы. Основным показателем человеческого, по Мерло-Понти, является выражение, самовыражение индивида, которое не просто переводит в символический план первичное восприятие, но делает это для того, чтобы сообщить его результаты другому. Выражение, нацеленное на мир и адресованное другому, - так формулирует Мерло-Понти понятие изначального восприятия, а стало быть, и феномена - этого ключевого понятия феноменологии. Феномен есть жизненный слой опыта, где другой и вещи даны изначально, а система "я - другой - вещи" - в момент ее зарождения. Phenomenologie de la perception. Paris, 1945..

Значения в других словарях
Феноменология Восприятия

('Phenomenologie de la perception'. Paris, 1945) - основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ) и ее отношений с миром как 'жизненной коммуникации', как беспрестанного и открытого диалога с миром. Выявляются характер, фундаментальные смыслопорождающие структуры и механизмы 'жизненной коммуникации' между сознанием, поведением человека и предметным миром. Развивается и обосновывается техника феноменологического анализа ..

Феноменологический Психоанализ

Совокупность психоаналитически ориентированных воззрений и концепций, направленных на расширительную интерпретацию феноменологических компонентов психоанализа и переосмысление его на основе феноменологической концепции сознания. Во второй половине 20 в. Наибольшую известность в ряду попыток перестройки психоанализа на базе феноменологического учения Гуссерля - приобрели идеи финского исследователя Л. Раухала ("Интенциональность и проблема бессознательного", 1963) и Рикера ("Фрейд и философия", 1..

Феноменология

— течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины — середины 20 в. Такие философские произведения, как "Формализм в этике и материальная этика ценности" Шелера (1913— 1916), "Бытие и время" Хайдеггера, "Бытие и ничто" Сартра, "Феноменология восп..

Феноменология Духа

Одно из основных сочинений Г.В.Ф. Гегеля, написанное в 1805-1806 в Йене (опубликовано в 1807) и задуманное как первая часть будущей "системы науки". Состоит из предисловия, введения и трех отделов. "Сознание", "Самосознание" и отдела с условным названием "Абсолютный субъект", содержащего разделы о разуме, духе, религии и абсолютном знании. Посвящено "становлению науки вообще или знания".В предисловии Гегель высказывает основополагающие для своей филос. Системы тезисы. Результат следует понимать ..

Ферекид

(род. 584/83 – ум. 499/98, остров Сирое) – древнегреч. Космолог, современник Анаксимандра, написавший «Теогонию» и «Космогонию». Выдвигал учение о превращениях душ, где различал 3 элемента. Огонь, воздух, воду.. ..

Дополнительный поиск Феноменология Восприятия Феноменология Восприятия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феноменология Восприятия" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феноменология Восприятия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 24 символа