Феноменология Духа

202

Одно из основных сочинений Г.В.Ф. Гегеля, написанное в 1805-1806 в Йене (опубликовано в 1807) и задуманное как первая часть будущей "системы науки". Состоит из предисловия, введения и трех отделов. "Сознание", "Самосознание" и отдела с условным названием "Абсолютный субъект", содержащего разделы о разуме, духе, религии и абсолютном знании. Посвящено "становлению науки вообще или знания".В предисловии Гегель высказывает основополагающие для своей филос. Системы тезисы. Результат следует понимать вместе с его становлением. Истина (как и познание) - в понятии, она существует как научная система. Истинное, абсолютное есть не только субстанция, но и субъект. Абсолютное является духом, и лишь духовное действительно. Знание совершает долгий путь становления от чувственной достоверности до абсолютного знания.

Этот же процесс повторяет и индивид в своем образовании. Наука подставляет индивиду "лестницу" для восхождения от низших ступеней знания к высшим - этим и объясняется само название произведения.Во введении "являющееся знание" изображается как путь диалектического движения сознания к своему истинному существованию. Способ и необходимость этого поступательного движения обусловлены возникновением противоречия между понятием и предметом. В дальнейших разделах изображается последовательная смена образов сознания. Существеннейшей чертой всего поступательного движения духа является сохранение и воспроизведение уже пройденных стадий в измененной форме на новых стадиях. В разделе о сознании речь идет о чувственной достоверности, восприятии и рассудке.

Сознание еще противостоит здесь своему предмету. В разделе о самосознании становление самостоятельности сознания изображается как диалектика раба и господина. Образами свободы самосознания выступают стоицизм, скептицизм и несчастное самосознание. Предмет и сознание на уровне самосознания оказываются тождественными. В разделе о разуме, понимаемом как достоверность сознания, утверждается тождество разума и реальности. Наблюдающий разум противопоставляется разумному самосознанию, что приводит к понятию индивидуальности. В разделе о духе в качестве определенных образов сознания выступают такие исторические эпохи, как Др. Греция, Римский мир, эпоха Просвещения, Французская революция. В разделе о религии трактуются естественные религии и религии откровения.

В религию, воспринимаемую как завершение духа, отдельные его моменты - сознание, самосознание, разум и сам дух - возвращаются как в свою основу. В разделе об абсолютном знании наука истолковывается как истинное знание духа о самом себе. Абсолютное знание выступает как дух, знающий себя в формообразовании, как знание, постигающее в понятии.Феноменология духа. Русский пер. / Под ред. Э.Л. Радлова (1913), Г.Г. Шпета (1959, 2-е изд. 1992). Becker W. Hegels Phanomenologie des Geistes, Stuttgart, 1917. Poggeler O. Hegels Idee einer Phanomenologie des Geistes. Freiburg. Munchen, 1973. Heinrichs J. Die Logik der "Phanomenologie des Geistes". Bonn, 1974. Graeser A. Einleitung zur Phanomenologie des Geistes. Stuttgart, 1988..

Значения в других словарях
Феноменология Духа

' ('Phenomenologie des Geistes') - первая из крупных работ Гегеля, явившаяся в то же время первым выражением всей его системы абсолютного идеализма. Посвящена анализу форм развития или явлений (феноменов) знания. Подготовлена к печати в 1805 - 1806, опубликована в 1807 под названием 'Система науки. Первая часть. Феноменология духа' (одним из заголовков книги является также 'Наука об опыте сознания'). Несмотря на уведомление о будущих публикациях 'прочих частей' гегелевской философии, последние в..

Феноменология

— течение западной философии 20 в. Хотя сам термин Ф. Использовался еще Кантом и Гегелем, широкое распространение он получил благодаря Гуссерлю, который создал масштабный проект феноменологической философии. Этот проект сыграл важную роль как для немецкой, так и для французской философии первой половины — середины 20 в. Такие философские произведения, как "Формализм в этике и материальная этика ценности" Шелера (1913— 1916), "Бытие и время" Хайдеггера, "Бытие и ничто" Сартра, "Феноменология восп..

Феноменология Восприятия

(1945. Рус. Пер. -1999) - основной труд фр. Философа феноменологическо-экзистенциалистского направления М. Мерло-Понти. В нем автор обосновывает собственное прочтение феноменологии, сложившееся у него под воздействием идей Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Мерло-Понти развивает свою философию, опираясь на понятие "жизненного мира", к которому обращались оба философа. Гуссерль пришел к нему в конце своего творчества, Хайдеггер исходил из него. Вслед за Гуссерлем Мерло-Понти требует от философии занима..

Ферекид

(род. 584/83 – ум. 499/98, остров Сирое) – древнегреч. Космолог, современник Анаксимандра, написавший «Теогонию» и «Космогонию». Выдвигал учение о превращениях душ, где различал 3 элемента. Огонь, воздух, воду.. ..

Ференци (Ferеnczi) Шандор

(1873-1933) - венгерский психиатр и психоаналитик. Доктор медицины, профессор (1919). Один из первых последователей учения Фрейда. В 1909 разработал концепцию гипноза как явления, возрождающего комплекс Эдипа с присущими ему страхом и любовью. Выделил два типа гипноза. 1. Материнский (основанный на любви) и 2. Отцовский (основанный на страхе). Связал внушаемость с "родительским комплексом" и в дальнейшем развивал идею о том, что в процессе гипноза гипнотизер занимает место родителей (играет их р..

Дополнительный поиск Феноменология Духа Феноменология Духа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Феноменология Духа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феноменология Духа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа