Феноменология Духа
Одно из основных сочинений Г.В.Ф. Гегеля, написанное в 1805-1806 в Йене (опубликовано в 1807) и задуманное как первая часть будущей "системы науки". Состоит из предисловия, введения и трех отделов. "Сознание", "Самосознание" и отдела с условным названием "Абсолютный субъект", содержащего разделы о разуме, духе, религии и абсолютном знании. Посвящено "становлению науки вообще или знания".В предисловии Гегель высказывает основополагающие для своей филос. Системы тезисы. Результат следует понимать вместе с его становлением. Истина (как и познание) - в понятии, она существует как научная система. Истинное, абсолютное есть не только субстанция, но и субъект. Абсолютное является духом, и лишь духовное действительно. Знание совершает долгий путь становления от чувственной достоверности до абсолютного знания.
Этот же процесс повторяет и индивид в своем образовании. Наука подставляет индивиду "лестницу" для восхождения от низших ступеней знания к высшим - этим и объясняется само название произведения.Во введении "являющееся знание" изображается как путь диалектического движения сознания к своему истинному существованию. Способ и необходимость этого поступательного движения обусловлены возникновением противоречия между понятием и предметом. В дальнейших разделах изображается последовательная смена образов сознания. Существеннейшей чертой всего поступательного движения духа является сохранение и воспроизведение уже пройденных стадий в измененной форме на новых стадиях. В разделе о сознании речь идет о чувственной достоверности, восприятии и рассудке.
Сознание еще противостоит здесь своему предмету. В разделе о самосознании становление самостоятельности сознания изображается как диалектика раба и господина. Образами свободы самосознания выступают стоицизм, скептицизм и несчастное самосознание. Предмет и сознание на уровне самосознания оказываются тождественными. В разделе о разуме, понимаемом как достоверность сознания, утверждается тождество разума и реальности. Наблюдающий разум противопоставляется разумному самосознанию, что приводит к понятию индивидуальности. В разделе о духе в качестве определенных образов сознания выступают такие исторические эпохи, как Др. Греция, Римский мир, эпоха Просвещения, Французская революция. В разделе о религии трактуются естественные религии и религии откровения.
В религию, воспринимаемую как завершение духа, отдельные его моменты - сознание, самосознание, разум и сам дух - возвращаются как в свою основу. В разделе об абсолютном знании наука истолковывается как истинное знание духа о самом себе. Абсолютное знание выступает как дух, знающий себя в формообразовании, как знание, постигающее в понятии.Феноменология духа. Русский пер. / Под ред. Э.Л. Радлова (1913), Г.Г. Шпета (1959, 2-е изд. 1992). Becker W. Hegels Phanomenologie des Geistes, Stuttgart, 1917. Poggeler O. Hegels Idee einer Phanomenologie des Geistes. Freiburg. Munchen, 1973. Heinrichs J. Die Logik der "Phanomenologie des Geistes". Bonn, 1974. Graeser A. Einleitung zur Phanomenologie des Geistes. Stuttgart, 1988..
Дополнительный поиск Феноменология Духа
На нашем сайте Вы найдете значение "Феноменология Духа" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Феноменология Духа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа