Фидеизм
(фр. Fideisme от лат. Fides - вера) - теологическая концепция, утверждающая абсолютный примат религиозной веры над разумом. Разум не способен доказать истины религии, а поэтому верующие должны опираться только на веру, которая возникает в религиозном опыте. Догматы же, как и любые доктри-нальные установки, являются лишь символическим выражением первичных религиозных переживаний.Различные конфессии неодинаково толкуют роль веры и разума в процессе богопознания. Поэтому давно возникли различные версии Ф., полемизирующие между собой. В широком смысле Ф. Характерен для любого вида теизма, декларирующего приоритет Откровения над человеческим разумом. Ф. В узком (собственном) значении исходит из того, что всеобъемлющая истина, охватывающая и физический, и духовный мир, целиком дана в Откровении, и любые суждения науки и философии должны лишь подтверждать ее.
Столь прямолинейное противопоставление веры и знания очевидно противоречило реальной истории христианской культуры и оспаривалось поколениями выдающихся богословов.Примером может служить католическая "естественная теология", окончательно разработанная Фомой Аквинским (13 в.). Он соглашается с тем, что человеческому разуму недоступно высшее знание - догматы троичности Творца, воскресения Христа и т.д. Оно может основываться лишь на богооткровенных, сверхразумных "истинах веры". Однако, изучая природу как творение Бога, человек способен (по принципу аналогии бытия) получать знание об атрибутах Создателя, напр., о его беспредельном могуществе, высшей мудрости и благости, равно как и сформулировать доказательства его существования.
Т.о., отвергая Ф. В его крайней форме, томизм (а сегодня - неотомизм) утверждает служебную роль разума по отношению к религиозной вере, основанной на Откровении.Протестантизм (17 в.) покончил с двусмысленностью "естественной теологии", жестко разграничив роль разума в познании Бога, с одной стороны, и мира земного - с др. Разум, подчеркивает М. Лютер, - эффективный и достаточный инструмент решения практических проблем физического существования и организации жизни общества. Однако он в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой. Религия человеческого разума заведомо порочна и неизбежно ведет к идолопоклонству. Лишь вера рождает "просвещенный разум" - способность человека упорядоченно рассуждать над материалом, который дан в Писании.
Тем самым классический протестантизм реанимировал Ф. В его наиболее решительном виде. Что же касается православия, то в нем изначально главными средствами богопознания ("единения с Богом") признавались молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение. В сер. 14 в. Официальным учением православной церкви была признана мистическая концепция Григория Паламы, отвергающая теологический рационализм.В Новейшее время судьбы Ф. Были достаточно противоречивы. Так, I Ватиканским собором (1869-1870) за недооценку человеческого разума был осужден католический традиционализм, хотя он развивался в русле ортодоксального католицизма. Если к кон. 19 в. В протестантизме доминировала либеральная теология, апеллирующая к авторитету разума и науки, то спустя полвека диалектическая теология, или неоортодоксия настаивает на возвращении к ортодоксальному протестантизму.
Активное участие в этих дискуссиях принимают и авторы новейших протестантских версий (теология процесса, теология родительного падежа и т.д.). Православное богословие сохраняет свой традиционный консерватизм. Наиболее компетентно и бескомпромиссно позиция православного Ф. Была выражена П.А. Флоренским. Его взгляды, однако, энергично оспаривались многими выдающимися православными мыслителями (напр., Н.А. Бердяевым).Противоречивая обстановка сохраняется и сегодня. Растет авторитет научного знания, а следовательно, и влияние модернистских тенденций, отвергающих крайний Ф. Одновременно углубляется критика сциентизма, активизируются различные мистические и иррационалистические доктрины, повсеместно возникают фундаменталистские группы, культивирующие слепую фанатичную веру (см.
Нетрадиционные религии). Вместе с тем все громче раздаются призывы к модернизации православной догматики и богослужебной практики. В целом, однако, Ф. Ныне фигурирует скорее как уничижительный термин для обозначения субъективизма, недооценивающего роль разума в теологии.см. Литературу к ст. Религия, Мистицизм, Теология.Л.Н. Митрохин.
Дополнительный поиск Фидеизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Фидеизм" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фидеизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ф". Общая длина 7 символа