Филон Александрийский (Рhilo Аlexandrinus)

189

(кон. 1 в. До н.э. - нач. 1 в. Н.э.) - иудейско-эллинистический философ, теолог и экзегет. Принадлежал к одному из богатейших и влиятельнейших еврейских кланов Александрии. Единственная достоверная дата из его жизни - лето 39 н.э., когда он возглавлял неудавшуюся делегацию представителей александрийской иудейской общины к императору Гаю Калигуле.Произведения Ф.А. Показывают знание филос. Учений среднего платонизма, стоицизма и пифагореизма, а также греч. Литературы. Среди наиболее значимых для Ф.А. Текстов - диалоги Платона, и прежде всего "Тимей". На определенной стадии своего образования Ф.А. Испытал подобие обращения, переоткрытие ценностей иудейской культуры и традиций, что привело к достаточно уникальным результатам.

Вместо того чтобы отказаться от греч. Культуры и философии, он использовал их при толковании иудейского Священного Писания, которое было известно ему исключительно в греч. Пер.Теоретическая философия Ф.А. Реконструируется на основе его экзегетических произведений. Его филос. Система теоцентрична. Бог рассматривается как "истинное бытие", здесь можно усмотреть связь с платонизмом, однако главным источником для Ф.А. Прежде всего является библейское "Аз есмь сущий". Ф.А. Строго различает сущность Бога и его силу, явленную в творении. Он утверждает, что о существовании Бога-творца всякий человек может заключить из своего опыта созерцания порядка природного мира. Но познание божественной сущности лежит за пределами разума человека.

В своей сущности Бог непознаваем, неименуем, неопределим и невыразим. Согласно Ф.А., высшее Божество - Иегова Пятикнижия Моисея - абсолютно трансцендентный миру "Сущий Бог", превыше Блага, Единого, или Монады, которая является только "бестелесным образом Бога". Оставаясь трансцендентным, Бог связан с космосом как его творец и провиденциальный управитель. По Ф.А., два главных имени Иеговы - "Бог" и "Господь" - указывают на две соответствующие этому силы. Первое обозначает его творящую силу, второе - его власть.Совместно с Софией ("матерью всего сущего") и Справедливостью трансцендентный Бог порождает Сына и свое самое совершенное творение - Логос-Слово. Логос является "инструментом" и активным элементом творческой мысли Бога, "местом", где расположены идеи.

Именно этот Логос-Слово сначала творит две высшие силы - Благо и Власть, а затем - духовный и материальный мир и человека. Благодаря его активности идеи-потенции, в свою очередь, проявляют себя и под управлением Логоса создают мир. Понятие Логоса несет в себе как имманентный (присутствие божества в созданном им мире), так и трансцендентный смысл, и тогда Логос выступает у Ф.А. Как синоним умопостигаемого мира и божественной природы.Этика Ф.А. Базируется в основном на двух текстах из Книги Бытия, которые интерпретируются по преимуществу в стоических и платонических терминах. Человек создан "по образу Божию", что означает. По образу Божию была создана разумная душа человека, бессмертная его часть. Согласно второму тексту, сотворение человека завершается приданием человеческому телу божественного "дыхания".

Цель земной человеческой жизни рассматривается Ф.А. В согласии со знаменитой формулой Платона и платоников как "уподобление Богу", и это "уподобление" означает "богопознание". Но то, что может рассматриваться как предельная цель - познание божественной сущности, - принципиально недостижимо, ибо тогда уподобление оказалось бы отождествлением, что невозможно в случае с Творцом и его творением.Цель, достижимая человеком в этой жизни, - стать мудрым. Путь к высшему этическому идеалу мудреца лежит через проявление природных благородных задатков, образование и упражнение-аскезу. Высший идеал Ф.А. Персонифицирует в образе Моисея. На пути к идеалу возможны различные добродетельные состояния, которые Ф.А. Выстраивает иерархически и поясняет с помощью библейских образов.

"аскетическая" добродетель ("добродетель Иакова") стоит ниже добродетели, основанной на образовании ("добродетель Авраама"), а выше их обеих стоит "добродетель Исаака", проистекающая из благословенной Богом природы.Будучи отвергнуты иудаизмом, воззрения Ф.А. Оказали огромное влияние на формирование христианской философии, и прежде всего на экзегетический метод и теологические воззрения первых христианских философов - Климента Александрийского и Оригена. Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Т. 1-7. Berolini, 1896-1915 (repr. 1962-1963). Иваницкий В.Ф. Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. Киев, 1911. Radice R., Runia D. Т. Philo of Alexandria. An Annotated Bibliography 1937-1986. Leiden, 1988.

Runia D.T. Exegesis and Philosophy. Studies on Philo of Alexandria. Hampshire, 1990. E.B. Афонасин, М.А. Coлonoвa.

Значения в других словарях
Филия

(греч. Philia - любовь в синонимии англ. To like в отличие от to love) - одна из разновидностей любви в античной ее классификации, означающая любовь-приязнь, любовь-симпатию, любовь-дружбу. В отличие от всех других видов любви, предполагает в качестве обязательного свободный индивидуальный выбор. Если агапе - жертвенно-нисходящая любовь к ближнему - исходит из презумпции равного права каждого на такое снисхождение, если сторге - привязанность - вызревает на базе извне заданного общения, а эрос в..

Филогенетический

(от греч. Phyle – род и genesis – возникновение) – относящийся к процессу исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп – рода, народа, расы, человечества.. ..

Филон Иудейский (Александрийский) (Рhilon Аlexandreos)

(род. Ок. 25 до Р. X., Александрия – ум. 50 после Р. X.) – иудейско-эллинистический религиозный философ. Связывал догмы иудейской религии с греч. Философией (Платон, стоицизм, Пифагор), специально разрабатывал учение о логосе, который он изображает то в виде высшей идеи, то в виде верховного архангела (наместника Божьего). Истинность платоновской и стоической философии заключается, согласно Филону, уже в Pentateuch. Иудейские законы – законы природы, имеющие значение для всех людей. Человека он ..

Философ

(от греч. Philosophos – друг мудрости) – первоначально, напр. У Гераклита, так назывался всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом «философ» стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами. Характерные для философа вид связи с миром и манера познания вновь и вновь проявляются во все времена у всех философски одаренных людей. От художника филос..

Дополнительный поиск Филон Александрийский (Рhilo Аlexandrinus) Филон Александрийский (Рhilo Аlexandrinus)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Филон Александрийский (Рhilo Аlexandrinus)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Филон Александрийский (Рhilo Аlexandrinus), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 42 символа