Хатчесон (Нutcheson) Френсис
(1694-1746) - шотл. Философ, представитель э т и ч е с к о г о сентиментализма. В своем первом произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" (рус. Изд. -1973) X., развивая и упорядочивая идеи А.Э.К. Шефтсбери, представил мораль как сферу особого рода идей, воспринимаемых "моральным чувством" - познавательной способностью, аналогичной "внутреннему чувству", направленному на восприятие прекрасного и безобразного. Противоположное разуму как рассудку моральное чувство врожденно, непосредственно и не зависит от обучения. Восприятия морального чувства опосредствованы удовольствием и страданием. Наряду с собственно "моральным чувством" X. Упоминает и др. Нравственные чувства. Чести и стыда, достоинства, правого и неправого, свободы и т.д., которые по своим эпистемологическим и императивным свойствам аналогичны моральному чувству.
Интуитивный характер и гедонистические признаки морального чувства были подвергнуты критике англ. Философом-интеллектуалистом Дж. Бёрнетом, переписка с которым послужила толчком для следующей работы X. - "Объяснения к моральному чувству" (1728), во многом посвященной полемике с этическим интеллектуализмом.Др. Важным моментом моральной философии X. Является учение об эмоциях - мотивах человеческих поступков. Считая основными эмоциями любовь и ненависть, Хатчесон уделил главное внимание любви-благожелательности, которая представляет собой побудительный мотив действий, в отличие от морального чувства как обосновывающего, т.е. Устанавливающего цель, мотива.Существенные характеристики морального чувства и благожелательности проявляются в независимости моральных суждений и мотивов от гедонистических, корыстных, корпоративных соображений, конфессиональных представлений, образования, социального положения или стечения обстоятельств в ситуации принятия решения.
Эти характеристики морали были развиты, в частности, в ходе критики морального учения Б. Мандевшя. Как и Шефтсбери, X. Приходит к концептуальному пониманию независимости и априорности моральных суждений и мотивов. В этом же духе следует понимать и ту идею X., которая получила впоследствии название принципа полезности. "То действие является наилучшим, которое обеспечивает самое большое счастье для наибольшего числа людей", что давало основание многим, в т.ч. Г. Сиджвику, а вслед за ним и Дж. Ролзу, относить X. К зачинателям утилитаризма. Этические взгляды X. Наряду с правовыми, экономическими и политическими обобщены в трехтомной "Системе моральной философии" (1755).Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Ф.
Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973. Illustrations on the Moral Sense. Cambridge, 1971. Collected Works. Faximile Editions Prepared by B. Fabian. Vol. I-VI. Hid- desheim. Zurich. New York, 1990. Апресян Р.Г. Из истории европейской этики Нового времени (Этический сентиментализм). М., 1986. Scott W.R. F. Hutcheson. His Life, Teaching, and Position in the History of Philosophy. New York, 1966..
Дополнительный поиск Хатчесон (Нutcheson) Френсис
На нашем сайте Вы найдете значение "Хатчесон (Нutcheson) Френсис" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хатчесон (Нutcheson) Френсис, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 28 символа