Хрисипп (Сhrisippos) Из Сол

191

(ок. 280/277 - ок. 208/204 до н.э.) - крупнейший представитель раннего стоицизма, ученик и преемник Клеанфа. По скудным сведениям, X. Уже в молодые годы приехал в Афины, где слушал Клеанфа, академиков Аркесилая и Лакида. Обладал поразительной широтой интересов и работоспособностью - писал "по 500 строк в день" (поэтому сочинения X. Изобиловали повторами, противоречиями и отличались плохим стилем). Сохранилось 161 название сочинений X. (логические и часть этических). X. Принял школу у Клеанфа в тот момент, когда она обрела влияние и вместе с ним критиков. На долю X. Выпала двуединая задача. Переосмыслить школьное учение и придать ему законченную форму. Природный дар систематика позволил X. Упорядочить почти все разделы стоицизма и создать нормативную догматику.

Практически X. Стал вторым основателем Стои. X. Предложил наряду с традиционной оригинальную схему построения догматики. Логика - этика - физика, считая, видимо, целесообразным заканчивать научение богопознанием. В гносеологии X. Отказался понимать "впечатление" "вещественно" и пассивно, предпочитая определять его как "изменение души", свидетельствующее об известной активности познающего субъекта. Попутно он упорядочил классификацию "эмпирических общих представлений". Формальная логика (часть "диалектики", трактующая об "обозначаемом") была разработана X. Как наука о соотношении "мыслимых предметностей", корреспондирующих определенным денотатам (фактам или ситуациям), а также о формах и формальных условиях истинности высказываний и умозаключений.

Созданная по образцу аристотелевской силлогистики, логика X. Имела, однако, принципиально иную цель - установить зависимость между смыслами, не состоящими в родо-видовых отношениях. "Чистые смыслы" делятся на неполные (субъект, или предикат) и полные. Подкласс полных "лектон" составляют простые высказывания, из которых (соответственно различным типам логических связок) образуются сложные. Логику X. Принято считать первой логикой высказываний в европейской традиции. Хотя внимание X. К проблеме модальности было инспирировано мегарскими логиками, он сохранял оригинальную позицию. Возможное выступает как "квазивозможное", а все высказывания в конечном счете рассматриваются как необходимые.Основные новации X. В области физики - учение о причинности и реформа психологии, имевшие этическое приложение.

Функциональная классификация причин на основные и вспомогательные (с учетом "безличности" события или участия разумного субъекта), свидетельствующая о знакомстве с "Физикой" Аристотеля, имела целью сохранить в цепи мировой причинности место для свободного произвола субъекта. Вероятно, с той же целью X. Ввел терминологическое различие между "необходимостью" и "судьбой". В психологии X., в отличие от Зенона, считал импульсы (включая страсти) чистыми функциями разума и полностью отождествлял их с суждениями, стремясь подчеркнуть, что решения зависят исключительно от субъекта. Предельный монизм этой теории затруднял объяснение природы противоразумных импульсов и стал объектом критики в Средней стое.В области этики X.

Выступил как универсальный систематизатор и автор космодицеи, направленной на обоснование моральной автономии субъекта. Благо и зло должны выступать для субъекта только как объект нравственного целеполагания. Они не являются свойством космической причинности, зависят только от решения субъекта и безусловно вменимы. Однако X. Не удалось решить поставленную им же самим проблему. Нравственная автономия была без колебаний принесена в жертву всекосмическому монизму. Arnim H.F.A. V. Stoicorum veterum fragmenta. Vol. 2-3. Stuttgart, 1968. Brehier E. Chrysippe et l'ancien stoicisme. Paris, 1951. Gould J.B. The Philosophy of Chrysippus. Leiden. New York, 1970. A.A. Столяров.

Значения в других словарях
Хоум (Нome) Генри

(род. 1696, Кеймс, Беркшир – ум. 27 дек. 1782, Эдинбург) – шотл. Философ, с 1763 верховный судья в Шотландии. Его книга «Elements of criticism» (3 vol., 17621765) принадлежит к важнейшим произв. Философии Просвещения, написанным под влиянием «Критики способности суждения» Канта. Хоум, подытоживший и объединивший работы своих предшественников – Хатчесона, Берна и Герарда, – исследует психологические элементы художественного произв., связанные по принципу ассоциации, различие между эмоцией и страс..

Хрисипп

(род. 281/278 – ум. 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии) – древнегреч. Философ. Возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем. Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.. ..

Хрисипп (Сhrysippos) Из Сол

(281/278—208/205 до н.э.) — древнегреческий философ. Считается "вторым основателем" стоицизма после Зенона из Китиона. Считалось, что до того, как X. Стал слушателем Зенона, он был бегуном "дальнего бега". Предположительно, это метафорическая оценка литературного стиля философа. Ведь им было написано, по свидетельству Диогена Лаэртского, свыше 705 сочинений, из которых логике было посвящено более 300. Ни одно сочинение X. Не сохранилось. Некоторые из логических работ. "О суждениях", "О временных..

Христианская Философия

Полемика христ. Веры с господствующей современной философией (А. Демпф). Христ. Философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. Также Александрийская философия). Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. Философия. Однако лишь с 13 в., т.е. С эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются. Философия выступает как источник «естественного света», а теология – как источник «сверхъестественного свет..

Дополнительный поиск Хрисипп (Сhrisippos) Из Сол Хрисипп (Сhrisippos) Из Сол

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хрисипп (Сhrisippos) Из Сол" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хрисипп (Сhrisippos) Из Сол, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 27 символа