Художественное Пространство

363

Пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического. Понятие "Х.п.", играющее центральную роль в современной эстетике, сложилось только в 20 в., хотя обозначаемая им проблематика обсуждается в философии искусства еще с античности. В Новое время Х.п. Обычно отождествлялось с изображенным художником пространством мира. Пространство картины или гравюры, пространство пластического образа, пространство сцены и т.п. Истолковывалось как отображение реального, физического пространства.Понятие "Х.п". Восходит в своем происхождении к живописи, скульптуре, театру и др. Видам искусства, в которых художественное повествование разворачивается в физическом пространстве.

В дальнейшем содержание данного понятия расширилось, и оно стало охватывать и те виды искусства, которые не разворачиваются непосредственно в таком пространстве (литература, музыка и др.).Х.п. Является интегральной характеристикой художественного произведения. Конкретное решение проблемы пространства налагает отпечаток на все используемые художником изобразительные средства и представляет собой один из ключевых признаков стиля художественного. Особенно выразительно это проявляется в живописи, применительно к которой понятие Х.п. Проанализировано наиболее полно. Проблема Х.п. Включает в себя не только цвет, свет, линию живописного изображения, его глубину и дробность, но и динамику, символизм, отношение к канону и т.д.Существенный вклад в осмысление проблемы Х.п.

Внесли О. Шпенглер, П.А. Флоренский, X. Ортега-и-Гасет, М. Хайдеггер, М. Мерло-Лонти и др.Шпенглер, первым подчеркнувший важность пространства не только для жизни человека, но и для всех видов искусства, коррелировал пространство прежде всего с глубиной. "Жизнь, ведомая судьбой, ощущается, пока мы бодрствуем, как прочувствованная глубина. Все растягивается, но это еще не "пространство", не что-то в себе упроченное, а некое постоянное саморастягивание от подвижной точки "здесь" до подвижной точки "там". Переживание мира связано исключительно с феноменом глубины - дали или отдаленности. Наверняка "длина и ширина" дают в переживании не сумму, а единство и оказываются, осторожно говоря, просто формой ощущения. Они представляют чисто чувственное впечатление.

Глубина представляет выражение, природу. С нее и начинается мир". Как и визуальное пространство, Х.п. Радикально отличается, по Шпенглеру, от математического (геометрического) пространства. "Мы видим в каждой аллее, что параллели сходятся на горизонте. Перспектива западной живописи и совершенно отличающейся от нее китайской. Основана как раз на этом факте. Переживание глубины в неизмеримой полноте ее видов не поддается никакому числовому определению. Вся лирика и музыка, вся египетская, китайская, западная живопись громко прекословят допущению строго математической структуры пережитого и увиденного пространства. "Горизонт", в котором и которым всякая историческая картина постепенно переходит в изолирующую плоскость, не может быть осмыслен никакой математикой.

Каждый мазок кисти пейзажиста опровергает утверждения теории познания". Шпенглер называет "способ протяженности", разный в случае разных культур, тем "прасимволом культуры", из которого можно вывести весь язык ее форм, в частности Х.п., характерное для ее искусства. Сам "прасимвол", проявляющийся не только в формах живописи, музыки и поэзии, но и в основных понятиях науки, идеалах этики и т.д., не допускает понятийного раскрытия.Оригинальную трактовку Х.п. Живописи дает Флоренский, утверждающий, что "вопрос о пространстве есть один из первоосновных в искусстве". Цель искусства - "символическое знаменование первообраза через образ", в силу чего Х.п. Должно быть символом духовного пространства, пространства "подлинной, хотя и не вторгшейся сюда, иной реальности".

Искусство не ставит перед собою задачу воссоздания действительности на основе прямой перспективы, как полагали художники Возрождения. Только "рационалистический", сухой и ограниченный ум, направленный на ближайшие практические цели, может удовлетвориться такого рода внешним подобием. Природное, или видимое, пространство - лишь часть целого, большего, не видимого, но знаемого пространства. Истинное искусство должно воссоздавать эту пространственную цельность, особый, в себе замкнутый мир, поддерживаемый не механическими, а внутренними духовными силами. Именно такое Х.п. Создавало, на взгляд Флоренского, средневековое изобразительное искусство, не дублировавшее действительность и вместе с тем дававшее наиболее глубокое постижение ее архитектоники, ее материала, ее смысла.

Художественными приемами, при помощи которых воплощалось такое Х.п., являлись обратная перспектива и разноцентренность - построение изображения так, как если бы на разные его части глаз смотрел не из одной, а из разных точек.Ортега-и-Гасет также противопоставляет геометрическую глубину Х.п., достигаемую с помощью системы прямой перспективы, и интуитивную, или содержательную, его глубину. Строгая геометрическая глубина, господствовавшая в искусстве в Новое время, является порождением чистого разума и вообще не может рассматриваться как художественное начало. Основная линия развития искусства - переход от изображения предметов в их телесности и осязаемости к изображению ощущений как субъективных состояний (тема импрессионизма) и затем переход к изображению идей, содержание которых, в отличие от ощущений, ирреально, а иногда и невероятно.

"Три названных этапа - это три точки одной прямой", ведущей к современной, гораздо более широкой концепции Х.п.Хайдеггер противопоставляет "физически-техническое пространство", называемое им также "объективным космическим пространством", и подлинное, или глубинное, пространство. Первое является "однородной, ни в одной из мыслимых точек ничем не выделяющейся, по всем направлениям равноценной, но чувственно не воспринимаемой разъятостью". Второе представляет собой простирание, простор, открытость для явлений и существования вещей. "Простирание простора несет с собой местность, готовую для того или иного обитания". Пространство как "свободный простор" является первофеноменом, не допускающим определения или сведения к чему-то иному.

В нем осуществляется возможность вещей "принадлежать каждая своему "для чего" и, исходя из этого, друг другу". Вещи сами есть места, а не просто принадлежат определенному месту. "Место не располагается в заранее данном пространстве типа физически-технического пространства. Это последнее впервые только и развертывается под влиянием мест определенной области". Однако пространство - это не только определенный, наличный, обладающий объемом объект. Это еще и пустота между объемами, "отсутствие заполненности полостей и промежуточных пространств". Х.п., представляющее собой "способ, каким художественное произведение пронизано пространством", может быть правильно истолковано только на основе понимания места и области, а не на основе физико- технического пространства.

Прилагая свои размышления о пространстве к скульптуре как "работе с Х.п.", Хайдеггер отмечает, что она не является ни противоборством с пространством, ни овладением пространством. "Скульптура - телесное воплощение мест, которые, открывая каждый раз свою область и храня ее, собирают вокруг себя свободный простор, дающий вещам осуществляться в нем и человеку обитать среди вещей".Мерло-Понти, рассматривая Х.п. Живописи, сосредоточивает основное внимание на его глубине, на роли в создании Х.п. Цвета и линии. В живописи Нового времени пространство являлось "вместилищем всех вещей", пространством-оболочкой. Средневековый художник, напротив, стремился исследовать пространство и его содержимое в совокупности и придавал устойчивость построению не с помощью пространственных структур, а прежде всего посредством цвета.

Отдавая предпочтение не пространству-оболочке, а цвету-оболочке, он раскалывал форму как скорлупу вещей, стремясь добраться до их сути и уже на этой основе воссоздать внешние формы вещей. В глубине Х.п., отмечает Мерло-Понти, есть нечто парадоксальное. "...Я вижу предметы, которые скрывают друг друга и которые я, следовательно, не вижу, поскольку они расположены один позади другого. То, что я называю глубиной, или не означает ничего, или означает мою причастность Бытию без ограничений, и прежде всего - пространству вне какой бы то ни было точки зрения". Глубина содержит в себе др. Измерения и потому не является измерением в обычном смысле. "Глубина живописного изображения. Происходит неизвестно откуда, располагаясь, прорастая на полотне".Проблема интуитивной, или содержательной (но не геометрической), глубины является одной из основных в теории Х.п.

В так понятой глубине оказываются связанными воедино вопросы перспективы, дистанции, линии, внешней формы предметов, цвета, тектоники, статики и динамики изображенного, воздушной и цветовой перспективы и т.д. Только интуитивная глубина может быть характеристикой произведений музыки, литературы и т.п.Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. Ортега-и-Гасет X. О точке зрения в искусстве // Он же. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Он же. Время и бытие. М., 1993. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993.Я. П. Никитина.

Значения в других словарях
Художественное Видение

Способ интерпретации искусством картины мира, типа культуры, менталитета. Каждая историческая эпоха демонстрирует свой тип Х.в. И вырабатывает соответствующие ему языковые средства. При этом возможности художественного воображения на любой исторической стадии не беспредельны. Каждый художник застает в свою эпоху определенные "оптические возможности", от которых он оказывается зависимым. Доминирующие представления современников (картина мира) "стягивают" все разноообразие художественных практик в..

Художественное Познание

1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в "прекрасной оболочке", как субъективно- выразительно окрашенный (примером такого "видения" может служить модель атома, предложенная Н. Бором и охарактеризованная А. Эйнштейном как "работа высшей музыкальности"). 2) познание мира художественного, условного, "мнимого" (Л.С. Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионал..

Художник

Субъект творческой деятельности в сфере искусства. Личность X. И способность его творческого воображения - стержневые проблемы мировой эстетики. Начиная с античности философы отмечали иррациональные, непостижимые механизмы художественно-творческого процесса, невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми осуществляется творческий акт. Платон шел, в частности, к мысли, что в момент творчества X. Не отдает себе отчета в том, как он творит. Акт творчества демонстрирует умение X...

Хэар (Нare) Ричард Мервин

(р. 1919) - британский философ. Проф. Оксфордского ун- та (1966-1983) и ун-та Флориды (1983-1994). Основная область исследований - философия морали. Выступая последовательным и убежденным защитником утилитаристской этики, X. Все же главное внимание в своих работах уделяет логике морали, занимаясь анализом наиболее общих моральных понятий и выявлением логической структуры моральных рассуждений. В решении вопроса о статусе моральных суждений X., в основном опираясь на идеи И. Канта, формулирует по..

Дополнительный поиск Художественное Пространство Художественное Пространство

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Художественное Пространство" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Художественное Пространство, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 27 символа