Цель И Средства

263

Проблема, выраженная в известной максиме "Цель оправдывает средства" и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. И С. И, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной литературе сформулирована антитеза т.н. Иезуитизма/макиавеллизма и т.н. Абстрактного гуманизма. И принято считать, что иезуиты, а также Н. Макиавелли проповедовали принцип, согласно которому цель (Ц.) безусловно оправдывает средства (С), а абстрактные гуманисты (к которым относили Л.Н. Толстого, М. Ганди, А. Швейцера) утверждали, что действительная ценность С. Целиком обусловливает ценность достигаемых результатов.Благая Ц. В самом деле оправдывает С. С прагматической т.зр. Всякое практическое, т.е.

Сориентированное на непосредственно достижимый результат, действие самим значением своего замысла обусловливает С. Необходимые для его достижения. Достижение Ц. Компенсирует (оправдывает) неудобства и издержки, необходимые для этого. В рамках практической деятельности усилия признаются в качестве средства лишь в их отношении к определенной цели и обретают свою правомерность через правомерность Ц. В праксеологическом плане проблема согласования Ц. И С. Является инструментальной (средства должны быть адекватными) и целерациональной (средства должны быть оптимальными). В современных социальных науках сформировались антитетические представления, коррелирующие с праксеологическим подходом к данной проблеме, по поводу функционально различных видов деятельности.

А) в проектной деятельности признано, что цели определяются средствами. Технические возможности предполагают определенное их использование (Г. Шельски) или доступные финансовые средства предопределяют планируемые результаты и масштаб проекта. Б) технические средства получают развитие в рамках систем целенаправленного рационального действия, одно не развивается отдельно от другого (Ю. Хабермас).От прагматического следует отличать демагогически-морализаторский подход, при котором максима "Цель оправдывает средства" привлекается для оправдания очевидно неблаговидных или преступных действий ссылками на "благую Ц.". При этом то, что упоминается в качестве "благой цели", является либо (в перспективном плане) декларацией, либо (ретроспективно) событием, хронологически последовавшим за совершенными действиями, а совершенные якобы для достижения "благой цели" действия, если учитывать полученные результаты, реально средством не оказались, но были совершены безответственно и своевольно или ради них самих.Собственно этическая проблема возникает в связи с предположением, что ради "благой цели" оказывается нравственно дозволенным совершение любых необходимых действий, пусть и считающихся обычно неблаговидными, нравственно недопустимыми, а то и прямо преступными.

Такая т.зр. Объективно является релятивистской. Хотя не любые действия признаются допустимыми, а только такие, которые действительно ведут к тому, что признается в качестве высшей Ц., - в конечном счете выбор С. Оказывается обусловленным стратегией и тактикой деятельности.Существенные уточнения в саму постановку проблемы Ц. И С. Внес Дж. Дьюи в полемике с Л.Д. Троцким. 1. Понятие Ц. Имеет двойное значение. А) Ц. Как замысел и мотив, сориентированный на конечную, все обосновывающую Ц. И б) Ц. Как достигнутый результат, или последствие применения определенных С. Достигнутые результаты сами выступают в качестве С. По отношению к конечной Ц. 2. Оценка С. Должна производиться и с т.зр. Того результата, который достигнут с помощью применявшихся С.

В этом состоит принцип взаимозависимости Ц. И С. Ц. Как результат сама зависит от использовавшихся С. И определяется ими. Но и их оценка зависит от Ц. Как достигнутого результата. В схеме, предложенной Дьюи, заключена действительная соотносительность Ц. И С. Не исчерпывающаяся общепризнанным положением о том, что достигнутые Ц. Сами становятся С. Для последующих Ц. Следование принципу взаимозависимости требует скрупулезного и критического исследования используемых С. С т.зр. Того, насколько точно результаты, к которым они ведут, соответствуют запланированным. 3. Действительное единство Ц. И С. Может быть обеспечено при условии, что С. В самом деле определяются сообразно с целями, а не "выводятся", как это часто бывает, из внешних по отношению к ситуации выбора соображений, в противном случае оказывается, что Ц.

Ставится в зависимость от С. В то время, как С. Не выводятся из Ц. 4. Высшие Ц. - это моральные Ц., в конечном счете это - идеал, и его достижение в смысле практической реализованности, строго говоря, невозможно. Так что в деятельности, сориентированной на идеал, тем более необходим учет принципа взаимозависимости С. И Ц. Как практических последствий применения С.Вопрос о том, с чем должны соотноситься действия - с непосредственными результатами или общими принципами - и каковы, соответственно, должны быть критерии их оценки, в ином идейном и методологическом контексте, был предметом полемики между представителями утилитаризма действия и утилитаризма правила (см. Утилитаризм).Цели и средства [подборка работ Л.Д.

Троцкого, Дж. Дьюи, Ж.П. Сартра, коммент. А.А. Гусейнова] // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1992. Habermas J. Moral Consciousness and Communicative Action. Cambridge, 1990.Р.Г. Апресян.

Значения в других словарях
Цель И Средства

Кому дозволена цель, тому дозволены и средства. Герман Бузенбаум, иезуит Хоть раз бы начать с того, чтобы средства оправдывали цели. Кароль Ижиковский Человек использует способ или способ использует человека. Славомир Мрожек Достигнув цели, замечаешь, что ты — средство. Геннадий Малкин Нет такой цели, которую не оправдывали бы солидные средства. Виктор Корнилов Он шел по трупам идущих к цели. Станислав Ежи Лец В борьбе за правое дело иногда проигрывает дело, а иногда правота. Лешек Кумор(см. НРА..

Целостность

Завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. Стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. О., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи. Ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих ча..

Цель

Представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы (см. Целесообразность), что считает..

Цельс

(Celsus. Греч. Kelsos) – рим. Философ-платоник второй пол. 2 в. Первый высказал принципиальные возражения против христианства. Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку. Христ. Учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию. Применение на практике христ. Учения угрожает опасностью государству. По вине противников Цельса осн. Его соч. «Истинное слово» не получило известности, однако оно было подробно изложено в напра..

Цензура

(лат.) – в психоанализе образное представление тех сил, которые стремятся не допустить в сознание бессознательные мысли и желания.. ..

Дополнительный поиск Цель И Средства Цель И Средства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цель И Средства" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цель И Средства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 15 символа