Цивилизация

337

(от лат. Civilis - гражданский, государственный) - одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов, своеобразие которого обусловлено социокультурными причинами. Ц. Подобна живому организму, проходящему путь от рождения до смерти, постоянно воспроизводящему себя и придающему неповторимое своеобразие всем протекающим в нем процессам. Вслед за А. Тойнби можно сказать, что каждая Ц. Проходит стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Слово "Ц." иногда употребляется также как синоним слова "культура", а иногда для обозначения заключительной стадии развития любой культуры (О. Шпенглер).Понятие Ц. Начало использоваться с сер.

18 в. Первоначально оно обозначало этап развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Вольтер, А. Фергюссон, А.Р. Тюрго и др.). Различия отдельных обществ и их сообществ связывались с особенностями среды обитания, расы, традиции и считались несущественными с т.зр. Движения единого человечества по пути Ц. И прогресса. Во втор. Пол. 19 в. Исторический оптимизм заметно угас, идея прогресса начала ставиться под сомнение, хотя представления о целостности и связности истории продолжали сохраняться. Выдвигавшиеся теории Ц. Стали все большее значение придавать географическому фактору, разному в случае разных обществ, развитие структуры общества связывалось с его приспособлением к окружающей среде, с господствующей религией, традициями и т.п.

(О. Конт, Г. Спенсер, Г.Т. Бокль, Г. Риккерт и др.). Все это постепенно создавало почву для возникновения в нач. 20 в. Представлений об истории как совокупности локальных Ц. - социокультурных систем, порожденных конкретными условиями существования обществ, особенностями людей, населяющих конкретный регион, взаимодействием отдельных регионов в масштабах мировой истории (Шпенглер, Тойнби, П.А. Сорокин и др.). Большее внимание стало уделяться анализу духовной культуры различных обществ. Объяснительный принцип истории, требующий общих истин о ее течении, сменился герменевтическим принципом, предполагающим для понимания деятельности людей выявление тех общих ценностей, которыми они руководствуются. Иссяк не только исторический оптимизм, но и уверенность в возможности рационального подхода к осмыслению истории.

Мировая история стала истолковываться только как производная от взаимодействия разных Ц., но не как тот контекст, в котором они могут быть расставлены по шкале прогресса. Монистическая концепция истории была окончательно вытеснена плюралистической. С сер. 20 в. Начинается возврат к идее единой, проходящей определенные этапы истории человечества, в которой отдельные Ц. Оказываются лишь моментами на пути формирования универсальной мировой истории. В рамках линейно-стадиальной трактовки исторического процесса понятие Ц. Сочетается с более широким понятием исторической эпохи. Каждая эпоха включает в себя многие Ц. И вместе с тем обладает несомненным внутренним единством (К. Ясперс, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и др.).Истолкование истории в терминах локальных, мало связанных или вообще не связанных между собой Ц., или культур, получило название ц и в и л и -зационного подхода к истории.

Пик его популярности приходится на 1920-1930-е гг. И связан прежде всего с именами Шпенглера и Тойнби. Согласно этому подходу, из чисто природного или диффузного человеческого существования вырастают, наподобие организмов, Ц. В качестве самостоятельных форм жизни. Они не оказывают друг на друга никакого воздействия и только изредка могут соприкасаться и служить друг другу помехой. Каждая Ц. Имеетсвои начало и конец. Шпенглер определял время существования Ц. В тысячу лет, Тойнби не считал, что оно может быть точно указано.Согласно Тойнби, Ц. Представляет собой замкнутое общество, характеризующееся набором определяющих признаков. Наиболее важными являются два из них. Религия и форма ее организации и территориальный признак.

"Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим классифицировать общества. Другим критерием классификации обществ является степень удаленности от того места, где данное общество возникло. Число известных цивилизаций невелико. Нам удалось выделить только 21 цивилизацию, но можно предположить, что более детальный анализ вскроет значительно меньшее число полностью независимых цивилизаций - около десяти" (Тойнби).Сорокин называет Ц., или социокультурой, мир, созданный человеком. Ц. Включает следующие основные части. Бесконечно богатую идеологическую совокупность смыслов, объединенных в системы языка, науки, религии, философии, права, этики, литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, экономических, политических, социальных теорий и т.д.

Материальную культуру, представляющую предметное воплощение этих смыслов и охватывающую все, начиная с простых средств труда и кончая сложнейшим оборудованием. Все действия, церемонии, ритуалы, поступки, в которых индивидами и их группами используется тот или иной набор смыслов. Каждая из Ц., или культур, неповторима, она рождается, достигает расцвета и затем умирает. На смену ей приходит другая культура, опирающаяся на новую систему ценностей и создающая свой, особый мир человеческого существования. Ц. Как специфический тип исторической целостности имеет в основе несколько главных посылок. Представление о природе реальности, о природе основных потребностей человека, о степени и методах их удовлетворения.

Последовательность уникальных цивилизаций и представляет собой исторический прогресс. Единство истории носит, согласно Сорокину, телеологический характер и определяется ее целью. Историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании, накоплении и совершенствовании истины, красоты и добра, что приближает человека к высшему творцу, делает его сыном Божьим. О единстве истории косвенно говорит и то обстоятельство, что все многообразие Ц. Можно подвести под три основных типа. Идеациональный (религиозный), идеалистический (промежуточный) и чувственный (материалистический).Цивилизационный подход к истории реализуется, т.о., в существенно различных концепциях. Их объединяет только общая идея, что история представляет собой последовательность дискретных единиц организации ("цивилизаций"), каждая из которых проходит свой уникальный путь и имеет своеобразную систему ценностей, вокруг которой складывается вся ее жизнь.Формально говоря, цивилизационный подход к истории имеет многие альтернативы.

Одной из них является антич. Представление об истории как хаотическом переплетении судеб отдельных народов и государств, которое не имеет никакой цели и в котором не действуют никакие закономерности, кроме одной. За возвышением и триумфом неизбежно следует упадок. Др. Альтернативами могут служить представление о циклической истории, в которой повторяются с небольшими вариациями одни и те же события, представление о спиралевидном историческом движении, приводящем с каждым новым витком к повторению того, что уже было пройдено, но на новом, более высоком уровне, и т.д. Чаще всего цивилизационному подходу противопоставляется, однако, только одна из его альтернатив - линейно- стадиальный подход к истории. Согласно последнему, история слагается из гетерогенных стадий (эпох, формаций и т.п.) и обладает определенным внутренним единством, в силу чего отдельные Ц., культуры и т.п., при всей их уникальности, оказываются только фрагментами целостной человеческой истории.

Из всех вариантов линейно-стадиального подхода наибольшую известность получил т.н. Формационный подход, развитый К. Марксом.Согласно данному подходу, история представляет собой естественный, независимый от сознания и воли людей процесс смены общественно-экономических формаций, или эпох, ведущий в конце концов к совершенному обществу, "раю на земле". Формальный подход утверждает линейность истории (наличие общей линии истории, по которой идут все общества и народы), направленность истории (она движется по пути прогресса, от низших форм к формам все более развитым с т.зр. Способа производства материальной жизни), гетерогенность истории (она слагается из качественно различных отрезков, разделяемых социальными катаклизмами).

Во всех этих аспектах формационный подход (как и более общий линейно-стадиальный подход) несовместим с цивилизационным подходом.Вместе с тем понятие Ц. Может быть истолковано т.о., что оно окажется органичным моментом линейно-стадиального подхода к истории.Ясперс скептически относится к теории культурных циклов (Ц.), развивавшейся Шпенглером, а позднее Тойнби, и полагает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на различия в жизни отдельных народов и культур. Выделение Ц. Как определенных целостностей представляется Ясперсу ценным, но только при условии, что оно не противоречит концепции универсальной истории. Нельзя возводить в принцип ни тезис о рассеянных, не соотносящихся друг с другом культурных организмах, ни единство человеческой истории как таковой.Бродель понимает Ц.

Как сложную, упорядоченную социальную систему запретов, повелений, принципов и категорий освоения окружающего мира, определяющую своеобразие мышления, строя чувств и действий своих индивидов. "Цивилизации. Представляют океан привычек, ограничений, одобрений, советов, утверждений, всех этих реальностей, которые каждому из нас кажутся личными и спонтанными, в то время как пришли они к нам зачастую из очень далекого прошлого. Они - наследие, точно так же, как язык, на котором мы говорим. Всякий раз, когда в обществе обнаруживается тенденция к появлению трещин или провалов, вездесущая культура заполняет или по меньшей мере маскирует их, окончательно замыкая нас в рамках повседневных задач" (Бродель). Ц. Является одновременно постоянством и движением.

Существуя в пространстве, она удерживается там, цепляясь за него на протяжении столетий. О том, что понятие Ц. Является многозначным и неясным, свидетельствует то, что Бродель использует разные критерии при выделении разных Ц. И говорит о "европейской цивилизации", "исламской цивилизации", "зап. Цивилизации" и замечает, что зап. Капитализм, создавший новый образ и новый тип мышления, не является тем не менее новой Ц., ибо "цивилизация - это накопление на протяжении куда более долгого периода". Наряду с Ц. Бродель выделяет также эпохи как более крупные единицы исторического времени, способные вмещать в себя несколько разных Ц.Своеобразное истолкование понятий "Ц." и "культура" дает А.А. Ивин в своей концепции "двухполюсной истории".

Он выделяет два крайних типа общественного устройства, сохраняющихся с некоторыми модификациями на протяжении всей истории. Коллективистическое общество и индивидуалистическое общество. Общество первого типа представляет собой социальную систему, ставящую перед собой глобальную, всеподавляющую цель и ориентирующуюся почти исключительно на коллективные ценности. Общество второго типа не имеет никакой подобной цели и допускает в широких пределах автономию индивидов. В зависимости прежде всего от способа производства материальной жизни в истории после примитивно-коллективистического первобытного общества выделяются три основные эпохи. Древняя аграрная, средневековая аграрно-промышленная и индустриальная. Ц. Каждой эпохи являются коллективистическими, индивидуалистическими или промежуточными.

Варианты одной и той же Ц. Именуются "культурами". Так, в индустриальную эпоху существовали, наряду с сохранившимися Ц. Предшествующих эпох, индивидуалистическая капиталистическая Ц. И коллективистическая социалистическая Ц., представленная двумя культурами. Коммунистической и национал-социалистической. Эта трактовка эпохи, Ц. И культуры укладывается в рамки линейно-стадиального подхода к истории. Поскольку эпохи выделяются, как и в случае формационного подхода, по способу производства материальной жизни, данную трактовку можно оценить как соединение элементов формационного и цивилизационного подходов к истории (см. Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество, Эпоха).Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.

Т. 1- 2. М., 1988. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992. Ионов И.И. Теория цивилизаций. Этапы становления // Новая и новейшая история. 1994. № 4-5. Яс-перс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М., 1995. Философия истории. Антология. М., 1995. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997. Он же. Философия истории. М., 2000.И. П. Никитина.

Значения в других словарях
Цивилизация

(от лат. Civilis — гражданский, государственный) 1) синоним культуры (См. Культура). В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная Ц., современная Ц.). 3) Ступень общественного развития, следующая за Варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «Ц.» появилось в 18 в. В тесной связи с понятием «культура». Французские Философы-просветители называли цивилизованным общество, ..

Цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. Civilis - гражданский - государственный),..1) синоним культуры2)] Уровень, Ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация)3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс)4) В некоторых идеалистических теориях эпоха деградации и упадка в противовес целостности, органичности культуры.. ..

Цивилизация

(от латинского слова civis, "гражданин", прилаг. Civilis, гражданский, общественный — откуда Ц. = "гражданственность") — состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Употребление слова Ц. В таком общем, широком значении является в обычном житейском словоупотреблении более или менее у..

Цивилизация

Михельсон А.Д., 1865)развитие общественности, распространение образования, подъем умственных и духовных сил народа, вместе с тем и улучшение условий жизни вообще в зависимости от роста народного богатства и промышленности.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)сумма признаков, определяющих высокую, сравнительно с первобытным состоянием, степень организации общественной жизни в связи с самосознанием гражданских и человеческих прав и о..

Цивилизация

См. Образование.... ..

Цивилизация

Просвещение, образованностьЦивилизовать, смягчить нравы, обратить из дикого быта в гражданственный (как дикий народ - в гражданственный)Ср. Да-с, да-с, я западник, я предан Европе. Т.е., говоря точнее, я предан образованности. Цивилизации. Люблю ее всем сердцем, и верю в нее, и другой веры у меня нет и не будет.Тургенев. Дым.Ср. Он и не нюхал цивилизации, но послушайте его. "Ах, мы искалечены цивилизацией. Ах, как я завидую этим дикарям, этим детям природы, которые не знают цивилизации. Он, види..

Цивилизация

Ж. Общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.. ..

Цивилизация

Ж.1) Уровень общественного развития, материальной и духовной культуры.2) Современная мировая культура, прогресс, просвещение.3) Третья - следующая за дикостью и варварством - ступень общественного развития.. ..

Цивилизация

ЦИВИЛИЗА́ЦИЯ -и. Ж. [от лат. Civilis - гражданский]. ..

Цивилизация

-и, ж. 1. Определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Античная, ц. Современная ц. Исчезнувшие цивилизации. 2. Ед. Современная мировая культура (в 1 знач.). 3. Мыслимая как реальность совокупность живых существ со своей материальной и духовной культурой. Внеземные цивилизации.. ..

Цивилизация

И (устар., по фр. Произношению) Сивилизация, цивилизации, ж. (от латин. Civilis - гражданский). 1. Только ед. Высокая степень общественного развития, возникшая на основе товарного производства, разделения труда и обмена (науч.). Дикость, варварство и цивилизация. 2. Вообще общественная культура, достигшая высокой степени развития, а также общество, являющееся носителем такой культуры. Цивилизации древности. 3. Только ед. Употр. Как обозначение современной европейской культуры. Он был не чужд евр..

Цивилизация

Заимств. В XVIII в. Из франц. Яз., где civilisation — суф. Производное от civiliser «цивилизовать, просвещать» (от лат. Civilis «учтивый, вежливый» <. «гражданский», суф. Образования от civis «гражданин»).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Цивилизация

(от лат. Civilis гражданский, государственный). ..

Цивилизация

(от лат. Civilis гражданский, государственный) - 1) синоним культуры. 2) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). 3) ступень общественного развития, следующая за варварством (по Л. Моргану, Ф. Энгельсу) характеризуемая наличием письма и городской жизни. Понятие появилось в 18 в. В тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедлив..

Цивилизация

( лат. Civilis - гражданский) - 1) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2) совр. Мировая культура. 3) в культ.-ист. Периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв. - третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень - дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом).. ..

Цивилизация

(от лат. Civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия культура. Совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. Развитии, уровень обществ. Развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономич. Формацией. Степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие Ц. Обозначает только материальную культуру.К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин "Ц." к определенной ступени обществ. Развития, следующей за..

Цивилизация

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. Civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, обозначающее. 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени. 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган). 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями кул..

Цивилизация

Уровень развития материальной и духовной культуры, достигнутый на определенном этапе общественного развития, при данной общественно-экономической формации. Иногда под Ц. Понимают только уровень культуры и техники, достигнутый человеческим обществом в современную эпоху.. ..

Цзы Сы

(5 в. До Р.Х.) – кит. Философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»).. ..

Ци

(кит., пневма, эфир, воздух, дыхание, дух, нрав, энергия, жизненная сила, материальное начало) - одна из важнейших категорий кит. Философии, близкая к понятию субстанции. Традиционно составляет оппозицию категории ли ("закон/принцип"). В зависимости от филос. Ориентации различных школ выступает в трех главных смыслах. Универсальной субстанции/субстрата, жизненной энергии/духа и проявления психического начала (сердца/разума - синь). Наиболее распространенным было первое значение - бескачественная..

Цивилизация Риска

Возникшая в 80-е 20 в. И широко распространенная в философии Запада концепция, согласно которой разрыв между усиливающимися сложностью и могуществом технологии, с одной стороны, и знанием ее возможных воздействий на окружающую природу и человеческие общности, с другой, приводит ко все большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в экспоненционально растущем количестве технологических, экологических и иных аварий и катастроф. Исходной теоретической посылкой возникновения д..

Циглер Леопольд (Ziegler)

(род. 30 апр. 1881, Карлсруэ – ум. 25 нояб. 1958, там же) – нем. Представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В «Gestaltwandel der Gцtter» (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. Мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Ци..

Дополнительный поиск Цивилизация Цивилизация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цивилизация" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цивилизация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 11 символа