Чистые Понятия Рассудка

231

— вычленяемые в трансцендентальной аналитике Канта элементы или начала чистого рассудочного знания, "без которых нельзя мыслить ни один предмет". Обособив рассудок в качестве особой познавательной способности, существующей хотя и в неразрывном единстве с чувственностью, но в то же время обнаруживающей некоторую независимость от нее, Кант выделяет затем из всей области знаний лишь те, которые именно в рассудке имеют свой источник. Его трансцендентальная аналитика и являет собой попытку "расчленения" всего априорного знания на начала чистого рассудочного знания, а всей формальной деятельности рассудка на элементы, которые должны быть. 1) чистыми, а не эмпирическими, 2) принадлежать к мышлению (рассудку), 3) быть первоначальными понятиями, а не производными, 4) их таблица должна быть полной и заполнять всю сферу чистого рассудка.

Причем, как считает Кант, эта полнота не может быть каким-то агрегатом знаний, полученных из опыта. Она являет собой полноту только априорно-рассудочного знания как целого. Так как чистый рассудок, по Канту, сам составляет это самодовлеющее и абсолютно независимое от познания единство понятий, то и расширить его за счет каких-либо добавлений извне не представляется возможным. Вся аналитика понятий выстраивается Кантом таким образом, чтобы раскрыть "тайну" происхождения Ч.П.Р., отыскивая их исключительно в самом рассудке как месте их происхождения и анализируя их продуцирование и применение к опыту. Таким образом, трансцендентальная аналитика вообще и аналитика понятий в частности становятся своего рода каноном оценки эмпирического применения рассудка, главная функция которого, согласно Канту, и состоит в подведении многообразного чувственного материала под единство понятия.

Рассматривая последние в качестве предикатов возможных суждений, Кант отыскивает единственный, как ему видится, путь к открытию основных Ч.П.Р. Через исследование этих предикатов в главных видах суждений и выявление функции единства в суждениях. Каждая из четырех традиционно принятых в формальной логике форм суждений (количества, качества, отношения, модальности) и становится возможна только потому, что в ее основе лежит особое чисто априорное понятие синтеза, сочетающее данные чувственности с деятельностью рассудка. Это единство чистого синтеза, составляющее главное условие познания являющегося предмета, оказывается возможным только благодаря Ч.П.Р., которые априори относятся к предметам и которых, по Канту, столько, сколько существует основных форм суждений.

Таким образом, к предметам опыта мы всегда обращаемся с помощью имеющихся в нас неких формальных образований, которые только и сооб- щают всеобщность и необходимость многообразию чувственности. Этими логическими формами нашего сознания являются Ч.П.Р. Или категории, с помощью которых многообразие чувственности как бы просматривается и связывается. Через присоединение все новых и новых представлений получается новое знание (как синтез многообразного в едином акте познания). Кант выделил четыре класса таких Ч.П.Р. Или категорий. Количества (единство, множество, цельность). Качества (реальность, отрицание, ограничение). Отношения (принадлежность и самостоятельное существование или субстанция и принадлежность, причинность и зависимость или причина и действие, общение, или взаимодействие между действующим и страдающим).

Модальности (возможность — невозможность, существование — несуществование, необходимость — случайность). Согласно Канту, эта таблица позволяет дать как бы полный план всей науки как целого, опирающейся на чистые априорные понятия, и разделить ее (эту науку) согласно определенным принципам. Она указывает все моменты и даже порядок спекулятивной науки и, более того, само чистое естествознание возможно только благодаря существованию этих категорий, являющихся субъективными условиями возможности всякого познания предметов, придающими ему объективную значимость. (См. Также Трансцендентальная аналитика.)Т. Г. Румянцева.

Значения в других словарях
Чистые Понятия Рассудка

Вычленяемые в трансцендентальной аналитике Канта элементы или начала чистого рассудочного знания, 'без которых нельзя мыслить ни один предмет'. Обособив рассудок в качестве особой познавательной способности, существующей хотя и в неразрывном единстве с чувственностью, но в то же время обнаруживающей некоторую независимость от нее, Кант выделяет затем из всей области знаний лишь те, которые именно в рассудке имеют свой источник. Его трансцендентальная аналитика и являет собой попытку 'расчленения..

Чирнхаузен (Тschirnhaus) Эренфрид Вальтер

(род. 10 апр. 1651, Кизлингсвальд, близ Гёрлица – ум. 11 окт. 1708, Дрезден) – нем. Философ и химик (одним из первых открыл секрет белого фарфора). Мыслитель, близкий по образу и характеру мышления к Лейбницу, с которым был знаком лично, но сумевший сохранить при этом свою духовную независимость. Находился также под сильным влиянием Спинозы. Осн. Его произв. «Heilkunde der Geister oder allgemeine Vorschriften fьr die Kunst der Forschung» (1687) представляет собой научно-методический трактат, в к..

Число

Абстрактное, лишенное особенного содержания обозначение какоголибо члена некоторого ряда, в котором этому члену предшествует или следует за ним какой-нибудь др. Определенный член. Абстрактный индивидуальный признак, отличающий одно множество от другого того же рода. У всех народов имеется числовая символика (ср. Пифагор). Счастливые числа (напр., 3), священные числа (напр., 3 и 7) и несчастливые числа (напр., 13).. ..

Читатель

— адресат текста, т.е. Субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования — в зависимости от подхода) его семантики. Субъект чтения (см. Текст, Чтение, Интерпретация). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч., имевшее место в 1960-х и длящееся по сей день, ознаменовало смену интерпретативных парадигм в западном литературоведении, а также эстетике, семиопрагматике и кинотеории. "Рождение Ч." маркировало кризис структурализма, а также американской "новой критики" ..

Чичерин Борис Николаевич

(1828-1904) - философ, правовед, публицист. Окончил юридический факультет Московского ун-та, в 1861-1868 возглавлял кафедру права в Московском ун-те, по политическим мотивам ушел в отставку. В 1882-1883 занимал должность Московского городского головы, но вынужден был уйти в отставку из-за несоответствия своих либеральных воззрений внутриполитическому курсу Александра III. После отставки Ч. Целиком посвятил себя филос. И научным занятиям.Ч. - последователь философии Г.В.Ф. Гегеля. Мировое бытие р..

Дополнительный поиск Чистые Понятия Рассудка Чистые Понятия Рассудка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чистые Понятия Рассудка" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чистые Понятия Рассудка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 23 символа