Щедровицкий Георгий Петрович

220

(1929-1994) - российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК). Щ, впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положены деятельностного подхода, а затем, с конца 70-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода. Творческое наследие ТТТ. Складывается не только из публикаций (около 200), но из обширного архива, работа с которым только начинается, внедренных проектов и программ в образовании, дизайне, градостроительстве, экономике и др. Щ. Учился вначале на физическом, а затем на философском факультете Московского университета. В 1952-1954 на философском факультете складывается при непосредственном участии Щ.

Логический кружок, который культивирует отличные от принятых в то время формы интеллектуальной работы. Лидером кружка, который в последствии стал называться Московским логическим кружком (МЛК), был А.А. Зиновьев, а наиболее активными участниками, кроме Щ., были В.А. Грушин и Мамарда-швили. Щ. Предполагал направить разработку логики по пути построения специального научного предмета или теории мышления. Как оппозиция этому направлению формулировались подходы остальных участников, что привело к обособлению программы Щ., которая была сформулирована в серии докладов "О возможных путях исследования мышления как деятельности" (Щ., Н.Г.Алексеев. Докл. АПН РСФСР, 1957-1962). С этого времени начинается многолетняя серия семинаров (4-5 в неделю), к этим семинарам и их постоянному и переменному составу и применяется название - ММК или школа Щ.

Одна линия семинаров в рамках Комиссии по психологии мышления и логике (совместно с В.В. Давыдовым) занималась разработкой операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. Частичное обобщение этой линии было сделано в коллективной монографии "Педагогика и логика". С 1962 начала разворачиваться несколько иная линия - междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совместно с В.Н. Садовским и Э.Г. Юдиным) при совете по кибернетике АН СССР. Еще одна линия семинаров во ВНИИТЭ (с 1965) по разработке теоретико-деятельностных средств в сфере проектирования и по методологии дизайна объединила новое поколение методологов, которые уже мыслили и осознавали себя именно методологами.

Деятельностный (системо-деятельностный) подход производит радикальную смену онтологических оснований познания, вводя вместо объектов природы рефлексивные объекты деятельности и мышления, в результате чего меняется и предметная структура знания, и основанная на принципе противопоставления объекта и субъекта практика. Последствия распространения деятельностного подхода на различные сферы познания и практики еще предстоит исследовать и отрефлектировать. В 1979 Щ. Предложил новую форму практикования философии и методологии - организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ позволили соединить организацию межпрофессиональных коллективов для реализации проектов и программ с рафинированной философской дискуссией и со строгой методологической рефлексией.

Изобретение и начало практикования ОДИ предшествовало, а затем разворачивалось в особой культурно-политической ситуации в СССР - в период перестройки. Темами ОДИ становились самые острые проблемы. Реформы образования и юстиции, безопасность атомных электростанций, экономика БАМа, ВПК или ТЭК, демократизация хозяйства и органов местного самоуправления, свободные экономические зоны и суверенитет союзных республик. На основе рефлексии практики ОДИ Щ. Делает следующий шаг в разработке метода - появляется онтологическое представление о мыследея-тельности, а вместе с ним и модификация системодеятельно-стного подхода - СМД-методология. В последние годы жизни Щ. Занимался структурированием и упорядочиванием этого движения в первую очередь в теоретико-методологическом плане.

Он организует и проводит пять съездов методологов, каждый из который посвящается отдельной теме или проблеме в СМД-подходе, учреждает журнал "Вопросы методологии", читает лекции и участвует в ОДИ своих учеников и последователей. Как теоретическая деятельность, так и карьера Щ. Несут на себе отпечаток социокультурной ситуации в СССР. Щ. Исключался из членов КПСС в 1968 "за действия, использованные во вред партии и страны", был рассыпан набор книги "Педагогика и логика", которая увидела свет только через 23 года. Взгляды Щ. Объявлялись антимарксистскими в газете "Правда" в 1969, - лишь с 1995 началась подготовка к изданию "Собрания сочинений" Щ. И компьютеризация его архива.В.В. Мацкевич.

Значения в других словарях
Шюц (Schutz) Альфред

(1899 -1959) - австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939- в эмиграции в США, с 1953- профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Основное сочинение. "Феноменология социального мира" (1932). Философскую основу феноменологической социологии Ш. Составляют идеи Гуссерля, неразрешенное противоречие между объективным миром и познающим его субъектом, вооруженным научными понятиями, "овеществившими естественный мир". Для решения этого про..

Шюц (Schьtz) Альфред

(род. 1899, Вена – ум. 1959, Нью-Йорк) – австроамер. Философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в США. В философской теории выступил с разработкой нетрансцендентальной феноменологии, близкой к экзистенциализму. Предложил свою версию понимающей со-циологии, пытаясь решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Занимался исследованиями мотивов социального действия, ..

Щербатской Федор Ипполитович

..

Эббингаус (Еbbinghaus) Герман

(род. 24 янв. 1850, Бармен – ум. 26 февр. 1909, Галле) – нем. Психолог. С 1905 – профессор. В основном работал в области психологии внимания. Представитель «психофизического параллелизма» с некоторыми элементами материализма. Осн. Произв. «AbriЯ der Psychologie», 1908 (рус. Пер. «Очерк психологии», 1911).. ..

Щедровицкий Георгий Петрович

(23.2.1929, Москва, - 3.2.1994, Болшево. Похоронен в Москве), философ, методолог, канд. Филос. Наук (1964). Окончил филос. Ф-т МГУ (1953). В 1951—58 преподавал в моек. Ср. Школах. С1958 редактор в изд-ве АПН РСФСР (участвовал в подготовке Пед. Словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж. Пиаже и др.). С 1960 науч. Сотрудник в разл. Исследо-ват. И проектных орг-циях, в т. Ч. В НИИ дошк. Воспитания (до 1965), НИИ общей и пед. Психологии (1980—83), НИИ управления и экономики образования (с 1988). Ч..

Дополнительный поиск Щедровицкий Георгий Петрович Щедровицкий Георгий Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Щедровицкий Георгий Петрович" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Щедровицкий Георгий Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Щ". Общая длина 28 символа