Эйдос

331

(греч. Eidos — вид, образ, образец) — термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью Э. Фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия Э. С понятием формы (см. Гилеморфизм). Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "Э.".

Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (Э.) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. Оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. Idea — вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен субстрата сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно — материнским) началом, то источник Э. — с отцовским, мужским — см. Идеализм). Если в рамках досократической философии под Э.

Понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "Э." существенно трансформируется. Прежде всего, Э. Понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. Имманентный способ бытия объекта. Кроме того, Э. Обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус. Трансцендентный мир идей или — синонимично — мир Э. Как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство Э. (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. С "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия Э., однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (Э.

Как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (Э. Как вид) его образ (Э. Как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между Э. Объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток Э. К душе человека, т.е. Ноэма (noema) как осознанный Э., — субъективный Э. Объективного Э. (Парменид). В философии Аристотеля Э. Мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. Этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного Э. (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление).

В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "Э." употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) — в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "Э." употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид). Стоицизм сближает понятие Э. С понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма Э. В исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные Э. В аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) — продуктам эманации.

Семантика Э. Как архетипической основы вещей актуализируется в сред- невековой философии. Archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике (см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера). Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем) и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли. Концепция species (образ — лат. Эквивалент Э.) в позднем скотизме. Презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др. В позднеклассической и неклассической философии понятие Э.

Обретает второе дыхание. Спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля. Учение Шопенгауэра о "мире разумных идей". Эйдология Гуссерля, где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции". Концепция "идей" Э.И.Гайзера в неотомизме и др. В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности. В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (см.

Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие Э. Оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (см. Метафизика, Логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (см. Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия". Так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos". (См. Также Гилеморфизм.)М.А. Можейко.

Значения в других словарях
Эйдос

(греч. Éidos — вид, образ) термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое» или «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность», «телесная или пластическая данность в мышлении». Уже у Гомера термин обозначал «наружность» и преимущественно «прекрасную наружность». В античной натурфилософии Э. Понимался почти исключительно как «образ» (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. Выступал как сущность, правда, так или иначе вид..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид - образ),..1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную явленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель, см. Форма и материя)2)] В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта. Т. Н. Эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

ЭЙДОС (греческое eidos - вид, образ), термин> древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность" (Гомер), затем - конкретную, видимую сущность (Парменид>), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель>). В феноменологии Э. Гуссерля - сущность в отличие от факта.. ..

Эйдос

Сущность, явленность. ..

Эйдос

– вид, образ – термин древнегреческой философии и литературы, первоначально означал «видимое», то, что видно, «наружность» (Гомер), затем – конкретную жвленность, видимую сущность (Парменид), субстанциальную идею (Платон), форму (Аристотель). В феноменологии Э. Гуссерля – сущность и отличие от факта. Отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности.. ..

Эйдос

(греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ выступае..

Эйдос

ЭЙДОС (греч. Eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия - соответственно - в традиционном и нетрадиционном контекстах. В древнегреческой философии понятие Э. Использовалось для обозначения внешней структуры. Вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение Э. С субстратным архэ ..

Эйдетика

(от греч. Eidetike (episteme) – наука о виденном) – 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. О. У детей и подростков. 2) то же, что и учение о сущности. См. Эйдос.. ..

Эйдетический Образ

(от греч. Eidos – образ) – необыкновенно яркий субъективный зрительный феномен. Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет (и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его или с закрытыми глазами, или глядя на поверхность, служащую подходящим фоном для изображения. Конкретный объект может быть эйдетически воспроизведен непосредственно после его исчезновения из поля зрения, по истечении нескольких минут, дней и даже лет. Зарегистрировано также спонтанное возни..

Эйкен (Еucken) Рудольф

(род. 5 янв. 1846, Аурих, Восточная Фрисландия – ум. 15 сент. 1926, Йена) – нем. Философ, профессор (с 1874). Проповедовал новый идеализм, идеалистический активизм, состоящий в «существенной согласованности общего творчества и жизни», призывал к нравственно-духовной деятельности, которая преодолеет вырождение современной цивилизации с ее «обезличившейся культурой» и снова возродит подлинную духовную жизнь. Идея Бога «означает для нас не что иное, как абсолютную духовную жизнь, которая возвышалас..

Эйнштейн (Еinstein) Альберт

(1879-1955) - выдающийся мыслитель 20 в., создатель физической теории пространства, времени и гравитации, для которой исторически утвердилось название "теория относительности Э.". Нобелевская премия по физике за заслуги в области теоретической физики и особенно за открытие законов фотоэффекта (1921). Член научных обществ многих стран мира, в том числе член Прусской Акаде- мии наук (1913—1933), почетный иностранный член Академии наук СССР (с 1927). Родился в г. Ульм (Германия) в семье инженера, п..

Эйдос

Термин древнегреческой философии. Первоначально обозначал внешний вид, образ. В V в. До н.э. Принимает значение, близкое в "виду" как классификационной единице. У Демокрита употребляется в значении "атом". У Платона - синоним слова "идея", трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны. Объект достоверного научного знания. В философии Аристотеля - "вид" как классификационная единица, подчиненная "роду".. ..

Дополнительный поиск Эйдос Эйдос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эйдос" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эйдос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 5 символа