Якоби Фридрих Генрих
(1743-1819) - нем. Писатель, философ и эссеист, один из представителей т.н. Философии чувства и веры. С 1772 на государственной службе. В 1807-1812 - президент Академии наук в Мюнхене. Автор романов "Из писем Эдуарда Альвиля" (1792) и "Вольдемар" (1796), многочисленных полемических сочинений на философско-религиозные темы, обширного эпистолярного наследия.Творчество Я., проникнутое антипросветительскими настроениями, не раз становилось предметом оживленных дискуссий, повлиявших на духовную атмосферу Германии предромантического и романтического периодов. Основной мотив филос. Сочинений Я. - демонстрация ограниченности, беспочвенности и моральной несостоятельности рационализма. В переписке и публичной полемике с М.
Мендельсоном по поводу спинозизма Г.Э. Лессинга, давшей начало т.н. Спору о пантеизме (1785), Я. Выступил как непримиримый противник рационалистической метафизики и яростный поборник теизма. Согласно Я., систематическое оформление рассудочного знания неизбежно ведет к пантеизму, т.е. К отрицанию свободы, а в пределе - к атеизму. Высоко оценив критический потенциал философии И. Канта, Я., однако, не принял ее основных принципов. Понятие "вещи в себе" отверг как заведомо противоречивое, а категорический императив сурово осудил как рассудочную схему, не вмещающую всего многообразия нравственной жизни. Оценку романтического идеализма Я. Высказал в язвительных памфлетах против И.Г. Фихте и раннего Ф.В.Й. Шеллинга, где охарактеризовал этот тип философии как "перевернутый солипсизм" и "нигилизм" (термин, введенный им впервые).Различным версиям рационализма Я.
Противопоставлял апологию непосредственного знания, которое называл "чувством", "верой", "откровением". Наличие непосредственного знания вытекает из потребности рассудка, с одной стороны, в первичном материале, а с др. - в металогической основе принципов рационального доказательства. Т.о., предметами непосредственного знания могут быть реальность абсолютного, как объекты чувственного созерцания, так и сверхчувственная реальность абсолютного, безусловного, бес-конечното. Это парадоксальное сочетание эмпирической и религиозно-мистической тенденции дало Г.В.Ф. Гегелю основание упрекать Я. В склонности к расплывчатым абстракциям. Опора на непосредственное переживание внерационалистических истин привела Я. К отрицанию самой возможности систематических построений в философии, поскольку всякая фиксация переживания ведет к его ограничению и, следовательно, искажению.
Именно эта черта мировоззрения Я. Была позитивно переосмыслена в после-гегелевской философии (у позднего Шеллинга, В. Дильтея, Л. Фейербаха и др.) и обусловила интерес к нему представителей разных направлений философии 20 в. Наибольшее влияние идеи Я. Оказали на академическую философию жизни, а также на различные версии интуитивизма. Werke. Darmstadt, 1968. Bd 1-6. Baum G. Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F.H. Jaco-bis. Bonn, 1969..
Дополнительный поиск Якоби Фридрих Генрих
На нашем сайте Вы найдете значение "Якоби Фридрих Генрих" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Якоби Фридрих Генрих, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 20 символа