Ямвлих (Iamwlichus)

211

(не позже 280, вероятно в 245 - ок. 325) - антич. Философ, основатель сирийской школы неоплатоников, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял филос. Разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Я. В Аламее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Я. Составил компилятивный "Свод пифагорейских учений в 10 книгах" (до нас дошло пять. "Жизнь Пифагора", "Увещание к философии (Протрептик)", "Об общей математической науке", "Комментарий к Введению Никомаха", "Теологумены арифметики"), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических произведений, и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к "Федру", "Тимею" и "Пармениду", отдельные замечания из комментария к "Алкивиаду 1", "Федону", "Филебу", "Софисту".

Есть свидетельства о комментариях Я. К "Категориям", "Аналитике I", "Об истолковании" и к трактату "О небе"). А также соч. "О богах", "О речи Зевса в "Тимее", "Халдейская теология", "Платонова теология", "О символах", фрагменты трактата "О душе" и др. Я. Принадлежит также соч. "О египетских мистериях" (в 10 кн.), в котором Я. В ответ на "Письмо Анебона" Порфирия защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона.Я. Осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Я. Различает единое, полностью неизреченное, и просто единое, или "благо", которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Я. Твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т.е.

Мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого - жизнь, которая в триаде помещена между полюсами "немыслящего" бытия и "не-сущего" мышления. Т. О., наряду с "умопостигаемым космосом" Я. Вводит "космос мыслящий", объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Я. Строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. Разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. В учении о времени и вечности Я. Полагает, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время - реальная сущность, проистекающая от ума (тогда как пространство есть врожденное свойство тел).Я.

Провел реформу неоплатонического комментария, суть ее - в нахождении единственной "цели" диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. Сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Я. Был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Protrepticus. Leipzig, 1888. Decommunimathematicascientia liber. Leipzig, 1891. In Nicomachi arithmeticam introductionem liber. Leipzig, 1894. Theologumena arithmeticae. Leipzig, 1922. De vita pythagorica. Leipzig, 1937. Les mysteres d'Egypte. Paris, 1966. Lamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentari- orum fragmenta.

Leiden, 1973. On the Pythagorean Way of Life. Atlanta, 1991. Dalsgaard L.B. Jamblique de Chalcis. Exegete et philosophe. Aachus, 1972. Steel С. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism. Jamblichus, Damascius, and Priscianus. Bruxelles, 1978. O'Meara D. Pythagoras revived. Oxford, 1989.Ю.А. Шичалин.

Значения в других словарях
Якоби Фридрих Генрих

(1743-1819) - нем. Писатель, философ и эссеист, один из представителей т.н. Философии чувства и веры. С 1772 на государственной службе. В 1807-1812 - президент Академии наук в Мюнхене. Автор романов "Из писем Эдуарда Альвиля" (1792) и "Вольдемар" (1796), многочисленных полемических сочинений на философско-религиозные темы, обширного эпистолярного наследия.Творчество Я., проникнутое антипросветительскими настроениями, не раз становилось предметом оживленных дискуссий, повлиявших на духовную атмос..

Яковенко Борис Валентинович

..

Ямвлих (Jamblichos) Из Халкиды, В Сирии

(ум. Ок. 330) – античный философ. Ученик Порфирия. Основал т. Н. Сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам. Позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. Философии и, хотя он сам боролся против христ. Своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий. Разделение первосущности на две, нуса – на ипостаси интеллигибельного и интелле..

Ян И Инь

— взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная — означает И. Однако каж..

Дополнительный поиск Ямвлих (Iamwlichus) Ямвлих (Iamwlichus)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ямвлих (Iamwlichus)" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ямвлих (Iamwlichus), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 19 символа