Ян И Инь

274

— взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная — означает И. Однако каждая из половин включает в себя кружок — вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом.

В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо. Тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. И И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. И И. Описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем — другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя.

И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" — кит., "ки" — япон.). Взаимодействие И. И Я. Продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга. Дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью). Земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник — феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") — в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни — взаимодополняющие друг друга И.

И Я. Они — первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайц-зы") — неизбывного источника. Я. Выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское начало. И. — как внешний мир, отступающий, разрушающийся — женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсистемы". Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся — Я.

И И. — всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, — основной закон дао. Теория И. И Я. Зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европей- ского типа символ И. И Я. Приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, — провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в "И.

— Я."-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга. A.A. Грицанов, А.И. Мерцалова.

Значения в других словарях
Ян и инь

Два начала в китайской философии. Ян — мужское, светлое, активное, духовное. Инь — женское, темное, пассивное, вещественное. Получило распространение во всей культуре Востока. Вместе эти два начала породили все существующее.. ..

Ян И Инь

Взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И. Однако кажда..

Ян И Инь

ЯН И ИНЬ - взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму. Образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная - означает И. О..

Ямвлих (Iamwlichus)

(не позже 280, вероятно в 245 - ок. 325) - антич. Философ, основатель сирийской школы неоплатоников, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял филос. Разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Я. В Аламее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена ..

Ямвлих (Jamblichos) Из Халкиды, В Сирии

(ум. Ок. 330) – античный философ. Ученик Порфирия. Основал т. Н. Сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам. Позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. Философии и, хотя он сам боролся против христ. Своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий. Разделение первосущности на две, нуса – на ипостаси интеллигибельного и интелле..

Ян Чжу, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн

(род. Ок. 450 – ум. 380 до Р. X.) – кит. Философ. Основывался на учении Лао-цзы, но в противоположность даосизму являлся представителем пессимистического мировоззрения с индивидуалистически-материалистическим идеалом наслаждения жизнью. Провозглашал идеи себялюбия, ценности земной жизни, естественных страстей и наслаждений, пренебрежение к славе, внешним вещам. Выступал против веры в бессмертие, считая смерть столь же естественной и неизбежной, как жизнь. Противник Конфуция.. ..

Янсенизм

Теологическое движение, названное по имени нидерл. Теолога Корнелиуса Янвения(род. 28 окт. 1585, Акквой, близ Лердама – ум. 6 мая 1638, Иперн. Осн. Произв. – «Augustmus, sive doctrina Augustini de humanae nature sanitate, aegritudine, medicina», 1640). Представители янсениза придерживались учения Августина и резко выступали против иезуитизма. Янсенисты были самыми добросовестными проводниками католич. Духа. Их осн. Положениями были следующие. Благодать Божья, греховность человека, покаяние, отри..

Дополнительный поиск Ян И Инь Ян И Инь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ян И Инь" в словаре Философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ян И Инь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 8 символа