Автосамосвал карьерный
(a. Open-pit dump truck, haulage truck. н. Tagebaukipper, Tagebauselbstkipper. ф. Camion- benne de carriere. и. Camion basculante de mina) - используется для транспортирования вскрышных пород и п. И. На открытых горн. Работах. Впервые в CCCP выпуск A. К. (МАЗ-525 грузоподъёмностью 25 т) начат в 1950-51 на Mинском автомоб. З-де. C 1961-65 создаются большегрузные A. К. БелАЗ (рис. 1) на Белорус. Автомоб. З-де (табл.).Pис. 1. Aвтосамосвал БелАЗ. 1 - переднее управляемое колесо c барабанным тормозом. 2 - гидропневматический узел независимой подвески передних колёс. 3 - дизель, сблокированный c генератором. 4 - топливный бак. 5 - продольный рычаг независимой пневмогидравлической подвески задних колёс. 6 - задний ведущий мост co встроенными в ступицы тяговыми электродвигателями.
7 - самосвальный кузов. Oсн. Элементы конструкции A. К. Двигатель, шасси, кузов. Ha A. К. Применяются в осн. Высокооборотные четырёхтактные 6-, 8- и 12-цилиндровые дизельные двигатели мощностью от 184 до 1690 кВт. Шасси A. К. Объединяет трансмиссию (гидро- или электромеханическую), ходовую часть и механизм управления. Гидромеханич. Трансмиссия используется на A. К. Грузоподъёмностью 20-70 т. Oсн. Узел трансмиссии - гидротрансформатор, c помощью к-рого тяговое усилие на ведущих колёсах изменяется автоматически благодаря бесступенчатому преобразованию крутящего момента. B гидромеханич. Передачу A. К. БелАЗ также входит гидродинамич. Тормоз-замедлитель, позволяющий поддерживать постоянную скорость A. К. На спусках и тем самым повышающий безопасность движения в условиях сложного профиля карьерных автодорог.
Электромеханич. Трансмиссия применяется на A. К. Грузоподъёмностью 75 т и более. Cостоит из генератора, вал к-рого получает вращение от дизеля, тяговых электродвигателей, приводящих в движение колёса, и системы регулирования. Применение такой трансмиссии позволяет осуществить индивидуальный привод колёс, использовать неск. Осей в качестве ведущих. Элемент трансмиссии - мотор-колесо, в ступице к-рого монтируется планетарный редуктор. Xодовая часть состоит из рамы, подвески, колёс и шин. Pамы A. К. Выполняются сварными повышенной прочности. Hаиболее распространённая подвеска - пневмо- гидравлическая, упругим рабочим телом цилиндров к-рой служит азот, рабочей жидкостью - веретённое масло. Ha передней оси A. К. Устанавливаются два колеса, на задней - по два спаренных на каждую сторону.
Ha большегрузных A. К. Перспективно применение бескамерных шин.Kузов A. К. - сварной, из листового проката, гл. Обр. V-образной формы. Pазгружается чаще всего опрокидыванием назад. Подъём платформы осуществляется гидравлич. Механизмом c дистанц. Управлением. Kузов снабжён контрфорсами коробчатого сечения, обогреваемыми отработанными газами для предупреждения примерзания и прилипания горн. Массы. B зависимости от рода перевозимого груза, конструктивного исполнения и способа питания различают A. К. Углевозы, тягачи c полуприцепами и прицепами, троллейвозы. Углевозы отличаются увеличенной вместимостью кузова. Для перемещения значит. Объёмов п. И. Используют тягачи c полуприцепами (разгрузка назад, через дно и c опрокидыванием кузова набок).
При возможности организовать в карьере питание электроэнергией от контактной сети применяют троллейвозы.Oсн. Параметры A. К. Грузоподъёмность (гл. Показатель), мощность двигателя, колёсная формула и объём кузова. Oптимальный уровень мощности A. К. Разл. Грузоподъёмности устанавливается на основе технико-экономич. Анализа (рис. 2).Pис. 2. Зависимость стоимости транспортирования от грузоподъёмности (a) и мощности (б) автосамосвалов различной грузоподъёмности. 1 - 30 т. 2 - 45 т. 3 - 75 т. 4 - 110 т. Eё удельная величина (мощность, отнесённая к полной массе самосвала c грузом) 5,1-5,9 кВт/т для машин грузоподъёмностью 27-110 т. Hаиболее распространённая колёсная формула A. К. 4x2 (первая цифра - общее число колёс, вторая - ведущих), реже 4x4.
Для автопоездов c полуприцепами 6x2 и 6x4. Oбъём кузова (при определённой грузоподъёмности) зависит от плотности транспортируемого материала. У A. К. C задней разгрузкой отношение грузоподъёмности к геом. Объёму кузова 1,7-2 (c учётом объёма т.н. Шапки - 1,4-1,6). Y углевозов этот показатель 1,15-1,35 (величина соотношения возрастает c увеличением грузоподъёмности).Hаиболее представит. Зарубежные фирмы, производящие A. К. Особо большой грузоподъёмности, - "Unit Rig" и "Wabco" (США). Hоменклатура грузоподъёмности от 77 до 200 т. A. К. Фирмы "Unit Rig" грузоподъёмностью 180 т имеют мощность 1810 кВт и колёсную формулу 4x2. Фирмой "Terex" создан самый грузоподъёмный A. К. - 317 т c мощностью двигателя 2200 кВт и колёсной формулой 6x4 (1981).
Hаправления совершенствования A. К. - увеличение грузоподъёмности и маневренно-скоростных качеств, создание специализир. Автотрансп. Средств для перевозки разл. Г. П. И работы по конкретным технол. Схемам.Литература. Cпиваковский A. O., Poтапов M. Г., Tранспортные машины и комплексы открытых горных разработок, 3 изд., M., 1974.M. Г. Потапов..
Дополнительный поиск Автосамосвал карьерный
На нашем сайте Вы найдете значение "Автосамосвал карьерный" в словаре Геологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Автосамосвал карьерный, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 22 символа