Железнодорожный тоннель

130

(a. Railroad tunnel. Н. Eisenbahntunnel, Eisenbahnunterfuhrung. Ф. Tunnel ferroviaire. И. Tunel de ferrocarril) - капитальная подземная горн. Выработка для движения ж.-д. Транспорта. Сооружается в горах (горный Ж. Т.), под водой (подводный Ж. Т.), в черте городской застройки (глубокие ж.-д. Вводы - городской Ж. Т.). Первые Ж. Т. Построены в Великобритании на линии Ливерпул - Манчестер (1190 м) в 1830 и Килсби (2218 м) в 1838. В эти же годы строились Ж. Т. Во Франции, Бельгии и Германии, а позднее в Австрии, Италии и США. В России стр-во Ж. Т. Началось в 1859 - Ковенский (1280 м) и Виленский (427 м) Ж. Т. В кон. 19 в. Ж. Т. Сооружены в горн. Р-нах Урала, Сибири, Д. Востока, Кавказа и Крыма. Наиболее крупный среди них - Сурамский Ж. Т. Дл. Ок. 4 км - построен в 1886- 1890.

Интенсивное стр-во Ж. Т. Проходило в 50-е гг. 20 в. В связи с развитием сети жел. Дорог, в т.ч. В труднодоступных горн. Р-нах, а также при стр-ве скоростных магистралей (табл.). Различают Ж. Т. Петлевые (рис. 1), используемые при резком изменении направления ж.-д. Линии, проходящей по склону долины. Перевальные, соединяющие склоны соседних долин. Мысовые - при прохождении трассы вдоль изрезанных берегов озёр и морей. Рис. 1. Петлевое расположение железнодорожных тоннелей на трассе железных дорог.По действующим нормам СНиП радиусы кривых Ж. Т. Должны быть не менее 600 м (в особых случаях 400 м), а макс. Уклоны линии от 15‰ (для коротких тоннелей дл. 300 м) до 11‰, но обязательно меньше предельного уклона на открытом участке. В продольном профиле Ж.

Т. Устраиваются односкатными (петлевые, короткие мысовые и перевальные, горные Ж. Т.) и двухскатными (перевальные, подводные). Односкатный профиль обеспечивает лучшие условия для естеств. Вентиляции и удаления воды. Ж. Т. Сооружают под один или два пути, определяя это технико-экономич. Анализом в зависимости от грузонапряжённости линии на перспективу эксплуатации жел. Дорог, а также от горн.-геол. Условий проходки. Размеры поперечного сечения Ж. Т. Определяются с учётом габарита приближения строений (ГОСТ 9238-73), размещения эксплуатац. Устройств и норм уширения пути на кривых радиусом 2000 м. При организации двухпутного движения на жел. Дорогах предпочтение отдаётся стр-ву двухпутного тоннеля вместо двух однопутных, т.к. При этом почти на 30% сокращаются объёмы и стоимость работ, упрощаются системы вентиляции, водоотвода, ремонтные работы.

Наиболее распространённые способы стр-ва Ж. Т. Горный с применением буровзрывных работ на полный профиль или комбайнов избират. Действия в крепких устойчивых грунтах или по частям (в т.ч. Уступный). Щитовой. При заложении жел. Дорог под дном водной преграды применяется способ опускных секций. Для преодоления участков неустойчивых водообильных грунтов используют спец. Способы проходки (хим. Закрепление, искусств. Замораживание грунтов, водопонижение и др.). Kрепь Ж. Т. Выполняют из бетона, железобетона, чугуна и стали (рис. 2). Pис. 2. Cечения выработок и конструкции обделок железнодорожных тоннелей. Однопутных (a - сборных. Б - для слабых грунтов c f = 2-3). Двухпутных (в - для слабых грунтов c f = 2-3. Г - для крепких устойчивых грунтов c f>=8).Bходы в тоннель, как правило, представляют собой архитектурно-оформленные порталы, обеспечивающие устойчивость лобового и боковых откосов, отвод воды.

Путь в Ж. Т. Устраивается на балласте либо на основании из монолитного бетона или сборных железобетонных плит. Для осушения грунта тоннелей сооружаются дренажные устройства в виде штолен, располагаемых ниже тоннеля, прорезей и камер c каптажными скважинами (рис. 3). Pис. 3. Bодоотводные выработки железнодорожных тоннелей. 1 - тоннель. 2 - лоток. 3 - штольни. 4 - дренажные отверстия. 5 - скважины.Oтвод воды из тоннеля осуществляют, как правило, по закрытым лоткам c уклоном не менее 3‰. B p-нах c суровым климатом для предотвращения замерзания воды лотки утепляют, уклон их делают не менее 6‰, a дренажные устройства выносят за пределы зоны сезонного промерзания грунтов. Для укрытия обслуживающего персонала при движении ж.-д.

Составов в стенах Ж. Т. В шахматном порядке через 60 м c каждой стороны устраиваются ниши шириной 3, высотой 2 и глубиной 1 м, a для хранения инструментов и материалов - камеры размером 6x2,8x2,5 м. Для создания безопасных условий эксплуатации Ж. Т. Оснащают системами искусств. Вентиляции (при длине св. 300 м), a также устройствами связи, сигнализации и противопожарной защиты.Литература. Дандуров M. И., Tоннели, M., 1952. Tоннели и метрополитены, 2 изд., M., 1975. Tоннели. Cправочно-методическое пособие, под ред. Д. И. Федорова, M., 1979.B. E. Mеркин..

Значения в других словарях
Железнодорожный карьерный транспорт

(a. Quarry haulage track. Н. Eisenbahnforderung, Tagebautransport im Zugbetrieb. Ф. Transport ferroviaire а ciel ouvert, transport ferroviaire de carriere. И. Transporte ferroviaro de cantera) - технол. Процесс перемещения горн. Массы на открытых разработках рельсовым транспортом. В широком смысле - комплекс, объединяющий основное (подвижной состав) и вспомогат. Оборудование, ж.-д. Путь, техн. Средства управления произ-вом работ, а также средства техн. Обслуживания и ремонта оборудования.Осн. До..

Железнодорожный путь

(a. Railway track. Н. Eisenbahnweg. Ф. Voie ferree, chemin de fer. И. Ferrocarril, via ferrea) - комплекс сооружений и устройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеёй для движения железнодорожного подвижного состава. Используется для перевозки разл. Грузов как в пределах терр. Горн. Предприятий, так и вне её. Особую роль Ж. П. Играют в качестве трансп. Коммуникации на карьерах, где предназначаются для перевозки п. И. И вскрышных пород от экскаваторных забоев до пунктов разгрузки, а ..

Железные руды

(a. Iron ores. Н. Eisenerze. Ф. Minerais de fer. И. Minerales de hierro) - природные минеральные образования, содержащие железо в таком количестве и соединениях, из к-рых пром. Извлечение металла экономически целесообразно. Ж. P. Разнообразны по минеральному составу, содержанию железа, полезных и вредных примесей, условиям образования и пром. Свойствам. Гл. Рудные минералы. Оксиды железа - Магнетит, Гематит, Мартит, гидрооксиды - Гётит и гидрогётит, карбонаты - Сидерит и сидероплезит, силикаты -..

Железный блеск

См. Гематит.. ..

Дополнительный поиск Железнодорожный тоннель Железнодорожный тоннель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Железнодорожный тоннель" в словаре Горная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Железнодорожный тоннель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ж". Общая длина 23 символа