фаюмский портрет
надгробный живописный портрет в Древнем Египте (1–3 вв. Н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта (1887). Фаюмские портреты – единственный известный нам образец древней станковой портретной живописи – написаны в технике энкаустики (восковыми красками) или темперой на тонких деревянных дощечках (реже – на холсте). В области Дельты, откуда происходят портреты, сначала греки (с 4 в. До н. э.), а позднее (с 30 г. До н. э.) римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию. Однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, стали использовать реалистические портреты.
В фаюмских портретах соединились и сложно переплелись египетская незыблемая вера в бессмертие души, эллинистическая просветлённость и жизненная достоверность римского скульптурного портрета. Ранние портреты писались при жизни человека, с натуры, могли вставляться в раму и висеть на стене в его доме. После смерти изображённого их обрезали по краям и вставляли в льняные бинты, обёртывающие мумию (портреты, написанные на холстах, аккуратно нашивались на готовую пелену), так, чтобы портрет помещался точно на лице и заменял погребальную маску. Изображения божеств на погребальных пеленах писались заранее по трафарету, заготовки делались ремесленниками. Их символика выдержана в типично египетском духе, а стиль живописи плоскостно-декоративный.
Фигура умершего дописывалась позже, на заказ. По правилам античного искусства, она представала в трёхчетвертном развороте. Отходя от древнеегипетской неподвижности, образ переносился в другое измерение, в сферу человеческих чувств.«Портрет юноши в золотом венке». 2 в. Н. Э. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва «Портрет девушки». Нач. 3 в. Н. Э. Государственные музеи. Берлин Саркофаг Артемидора. 2 в. Н. Э. Британский музей. Лондон Фаюмские портреты условно подразделяются на две группы. Ранние, 1–2 вв., выполненные в реалистической манере, и поздние, кон. 2–3 в., более условные. Среди них можно выделить близкие по типу изображения бородатых мужчин, юношей, детей, женщин, супружеских пар. Композиция портретов в целом была стандартной – изображалась лишь голова и верхняя часть плеч.
Тем не менее каждый из портретов своеобразен и неповторим. Во 2–3 вв. Христианское вероучение начало оказывать ощутимое воздействие на разные области жизни, хотя эта религия ещё не была господствующей. В искусстве произошёл отказ от прежних идеалов античного реализма, художники предпочитали схематические и символические изображения. Портреты уже не писались с натуры, объёмность форм сменилась плоскостной декоративностью. В поздних портретах усиливалась условность в трактовке лица и одежды, возрастала роль силуэтности, что сближало этот стиль с иконописью. Художники особенно выделяли и увеличивали глаза. В фаюмских портретах эта черта, характерная для древнеегипетской маски, придавала образам аскетическую экспрессию.
Поздние портреты писались жидкой темперой, которая наносилась ровным слоем и создавала гладкую поверхность. Однако и такие условные портреты нередко обладали выразительной, индивидуальной характеристикой. Самыми значительными собраниями фаюмских портретов располагают музеи Каира, Берлина, Лондона и Парижа, а также Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).
Дополнительный поиск фаюмский портрет
На нашем сайте Вы найдете значение "фаюмский портрет" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением фаюмский портрет, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "#". Общая длина 16 символа