фаюмский портрет

248

надгробный живописный портрет в Древнем Египте (1–3 вв. Н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта (1887). Фаюмские портреты – единственный известный нам образец древней станковой портретной живописи – написаны в технике энкаустики (восковыми красками) или темперой на тонких деревянных дощечках (реже – на холсте). В области Дельты, откуда происходят портреты, сначала греки (с 4 в. До н. э.), а позднее (с 30 г. До н. э.) римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию. Однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, стали использовать реалистические портреты.

В фаюмских портретах соединились и сложно переплелись египетская незыблемая вера в бессмертие души, эллинистическая просветлённость и жизненная достоверность римского скульптурного портрета. Ранние портреты писались при жизни человека, с натуры, могли вставляться в раму и висеть на стене в его доме. После смерти изображённого их обрезали по краям и вставляли в льняные бинты, обёртывающие мумию (портреты, написанные на холстах, аккуратно нашивались на готовую пелену), так, чтобы портрет помещался точно на лице и заменял погребальную маску. Изображения божеств на погребальных пеленах писались заранее по трафарету, заготовки делались ремесленниками. Их символика выдержана в типично египетском духе, а стиль живописи плоскостно-декоративный.

Фигура умершего дописывалась позже, на заказ. По правилам античного искусства, она представала в трёхчетвертном развороте. Отходя от древнеегипетской неподвижности, образ переносился в другое измерение, в сферу человеческих чувств.«Портрет юноши в золотом венке». 2 в. Н. Э. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва  «Портрет девушки». Нач. 3 в. Н. Э. Государственные музеи. Берлин  Саркофаг Артемидора. 2 в. Н. Э. Британский музей. Лондон   Фаюмские портреты условно подразделяются на две группы. Ранние, 1–2 вв., выполненные в реалистической манере, и поздние, кон. 2–3 в., более условные. Среди них можно выделить близкие по типу изображения бородатых мужчин, юношей, детей, женщин, супружеских пар. Композиция портретов в целом была стандартной – изображалась лишь голова и верхняя часть плеч.

Тем не менее каждый из портретов своеобразен и неповторим. Во 2–3 вв. Христианское вероучение начало оказывать ощутимое воздействие на разные области жизни, хотя эта религия ещё не была господствующей. В искусстве произошёл отказ от прежних идеалов античного реализма, художники предпочитали схематические и символические изображения. Портреты уже не писались с натуры, объёмность форм сменилась плоскостной декоративностью. В поздних портретах усиливалась условность в трактовке лица и одежды, возрастала роль силуэтности, что сближало этот стиль с иконописью. Художники особенно выделяли и увеличивали глаза. В фаюмских портретах эта черта, характерная для древнеегипетской маски, придавала образам аскетическую экспрессию.

Поздние портреты писались жидкой темперой, которая наносилась ровным слоем и создавала гладкую поверхность. Однако и такие условные портреты нередко обладали выразительной, индивидуальной характеристикой. Самыми значительными собраниями фаюмских портретов располагают музеи Каира, Берлина, Лондона и Парижа, а также Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
точка схода

см. В ст. Перспектива.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

триумфальная арка

отдельное монументальное сооружение в виде арки на столбах, увенчанной часто аттиком (стенкой над карнизом), воздвигавшееся по случаю триумфа – торжественного въезда полководца-победителя в Рим. Триумфальные арки возводили также в ознаменование какого-либо торжественного события (постройки нового моста, установления границы области), в честь какого-либо выдающегося политического или военного деятеля. Арка имела один, два или три пролёта. На аттике помещалась мемориальная посвятительная надпись...

формат

картины, форма и размер плоскости, на которой выполняется изображение. Как правило, выбирается до начала работы над картиной, но иногда мастер меняет его в процессе работы. Самый распространённый картинный формат – прямоугольный, реже – квадратный. В некоторые эпохи были распространены овал (барокко, рококо) и тондо – круг (эпоха Возрождения). Формат тесно связан с содержанием картины, её композиционным построением. Вытянутый горизонтальный формат больше всего подходит для развёрнутой повествов..

хитон

(греч. Chitó n), мужская и женская нижняя одежда древних греков. Свободная льняная или шерстяная рубаха, чаще без рукавов. Хитон мог быть длинным или коротким, до колен. Подпоясывался с напуском. Струящиеся складки тонкой ткани хитонов, не скрывающие, а подчёркивающие красоту тела, были любимым мотивом древнегреческих скульпторов и живописцев.«Рождение Афродиты». Рельеф т. Н. Трона Людовизи. Мрамор. 5 в. До н. Э. Национальный музей Терм. Рим(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная э..

Дополнительный поиск фаюмский портрет фаюмский портрет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "фаюмский портрет" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением фаюмский портрет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 16 символа