Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика

436

        Абхазия. В составе Грузинской ССР. На территории Абхазии обнаружены изображения на стенах грота Агца около Апухова эпохи верхнего палеолита, костяные фигурки в гроте около Цебельды эпохи мезолита, погребальные сооружения - дольмены эпохи бронзы (3-2-е тысячелетие до н. Э.), бронзовые изделия колхидско-кобанской культуры (период перехода от бронзового века к железному). От эпох античности и раннего средневековья сохранились остатки гражданских и оборонительных сооружений (руины городов Диоскурии - Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.), мраморная стела с рельефным изображением (V в. До н. Э.), геммы, керамические сосуды. С подчинением Абхазии Византии (IV-VI вв.) и принятием христианства (VI в.) проникают византийские художественные влияния.

В культовой архитектуре VI-VIII вв. И особенно периодов Абхазского (конец VIII - X вв.) и Грузинского (X-XIII вв.) царств распространились базиликальный и крестово-купольный типы храмов. Сдержанно-строгие по формам, со скупым декором сооружения отмечены чертами местного своеобразия (в трактовке композиции, в использовании строительных приёмов). Трехнефные базилики в Пицунде (IV-V вв.), в северном Гантиади (VII в.). Так называемые трехцерковные базилики в Старых Гаграх, в Лыхны (обе - VI в.), Амбаре, Киач-Абаа (обе - VII-VIII вв.). Крестовокупольные храмы в Дранде (VIII в.), Пицунде, Бедна, Мокви, Лыхны (все - VIII-X вв.). К XI-XII вв. Относятся дворцовый комплекс в Бедиа, одноарочный мост на р. Беслети, крепостные сооружения (замок Баграта в Сухуми и др.).

Изобразительное искусство представлено храмовой монументальной живописью. Мозаика базилики в Пицунде (IV-V вв., ныне в Музее искусств Грузинской ССР, Тбилиси), росписи в храмах Бедиа (X-XI, XIV, XVII вв.), Лыхны (X-XI, XIV вв.), Пицунды (XIV, XVI вв.) и др. Развитие получило искусство орнаментальной резьбы по камню (главным образом на плитах алтарных преград. Цебельда, VII в.). В периоды феодальной раздробленности (XIV-XVI вв.) и турецкой экспансии (XVI - начало XIX вв.) строительство резко сокращается. С присоединением к России (1810) и развитием капитализма (конец XIX - начало XX вв.) начался рост приморских городов (Сухуми, Гудаута), строились промышленные и административные здания, частные дачи, виллы, гостиницы и санатории (гостиницы и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуми), закладывались парки (ландшафтный и приморский - в Гагре, дендрологический - в Сухуми).

Значительное развитие архитектура получила в годы Советской власти. С 30-х гг. Начинается реконструкция и застройка городов и курортных местностей. Составлены генеральные планы Сухуми, Гагры, Нового Афона. В городах построены монументальные административные здания, гостиницы, дома отдыха, санатории, в проектировании которых участвовали видные советские архитекторы В. А. Щуко (административное здание в Сухуми, 1-я очередь - 1932-39), Н. П. Северов (Дом отдыха Совета Министров Грузинской ССР в Гагре, 1935). Началась застройка промышленного центра Ткварчели. После Великой Отечественной войны 1941-45 в Сухуми сооружён железнодорожный вокзал, построен драматический театр имени С. Чанба, разбит нагорный парк (50-е гг.). С начала 60-х гг.

Интенсивно ведётся типовое жилое строительство. В 1961 утверждён новый генеральный план Сухуми (архитектор Э. Багратиони и др.). Широко развернулось курортное строительство. Среди крупнейших построек - Грузинский институт субтропического хозяйства в Сухуми (1969, архитекторы Т. Кипшидзе, О. Пайчадзе и др.), санаторий "Россия" в Гагре (1969, архитектор Н. Белоусова и др.), курортный комплекс в Пицунде (1959-67, группа архитекторов во главе с М. В. Посохиным). Благоустроены карстовые пещеры в Новом Афоне (1976), реставрируются архитектурные памятники. В народном зодчестве Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане.

Распространено двухэтажное жилище (нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду.        В развитии современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли художественная студия, открытая в 1918 в Сухуми профессиональным абхазским художником А. К. Шервашидзе (Чачба), а также творчество художников А. К. Бухова, В. С. Контарева, С. Данишевского и др. В 1935 в Сухуми была открыта художественная школа и в 1937 - училище. В 30-50-х гг. Получили развитие в живописи тематическая картина, пейзаж, в скульптуре - портрет. В 60-х - начале 80-х гг. Выросло профессиональное мастерство художников (многие из которых получили образование в тбилисской Академии художеств). Живописцы (С. Габелиа, X. Авидзба и др.) создают картины на исторические темы, пейзажи, портреты, натюрморты.

Развиваются скульптура (В. Иванба, Ю. Чкадуа и др.), графика (Т. Ампар, З. Джинджолия и др.), театрально-декорационное (Е. Котляров, Т. Жвания и др.), декоративно-прикладное (В. Шенгелая, В. Хурхумал и др.) искусство. В декоративно-прикладном народном искусстве распространены ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитями и др. В 1939 основано Абхазское отделение Союза художников Грузинской ССР. В 1946 - Абхазское отделение Союза архитекторов Грузинской ССР..

Значения в других словарях
Абстрактное искусство

        (от лат. Abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к соз..

Абу-Симбел

        местность на западном берегу Нила, близ г. Асуан в Египте, где в первой половине XIII в. До н. Э. Были высечены два скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов со статуями и рельефами на фасадах и в интерьерах. На фасаде главного храма - 4 величественных сидящих колосса Рамсеса II. В связи со строительством высотной Асуанской плотины к концу 1967 перенесены на плато над старым руслом реки.. ..

Авангардизм

        (франц. Avant-gardisme, от avant-garde - передовой отряд, условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в т. Ч. И с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений авангардизма преломились острейшие со..

Августинчич Антун

        (Augustincic) (1900-1979), хорватский скульптор. Почетный член Академии художеств СССР (1975). Учился в Загребе в Высшей школе художественных ремёсел (с 1918) и Академии художеств (1922-24. Преподавал с конца 40-х гг.) у И. Мештровича, в Париже в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств (1924-26). В 1941-45 участвовал в национально-освободительной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Пронизанным мужественной героикой монументам (памятники - "Павшим" в Нише, 1930, Сов..

Дополнительный поиск Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Абхазская Автономная Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 58 символа