Австрия

343

        (Оsterreich), Австрийская Республика, государство в Центральной Европе. На территории Австрии найдены многочисленные памятники искусства палеолита и неолита (в т. Ч. Знаменитая "Венера из Виллендорфа", Естественноисторический музей, Вена), керамические и бронзовые изделия гальштатского искусства, кельтов, а также местных племён, образцы искусства времени римского господства (I в. До н. Э. - V в. Н. Э.). Многочисленны памятники романского стиля (XI -XIII вв.). Массивные каменные соборы, монастырские и приходские церкви, в основном трехнефные базилики с традиционными для Австрии прямоугольными планами, слабо развитым трансептом и 3 полукруглыми апсидами. Башни обычно примыкали к хору или возвышались над западным фасадом, иногда - над средокрестием (базилики в Гурке и Зеккау.

Западный фасад собора св. Стефана в Вене). В Нижней Австрии, Штирии и Каринтии строились центрические погребальные капеллы - "карнеры". Лучшие фресковые циклы были созданы в Зальцбурге (неподвижные, напряжённо-суровые фигуры святых в монастыре Ноннберг, около 1140-50). Рукописи украшались торжественными, эпического характера миниатюрами ("Евангелие Бертольда", около 1050, Национальная библиотека, Вена). В монументальной скульптуре долго сохранялась орнаментально-плоскостная трактовка фигур. Для зрелой австрийской готики наиболее типичны зальные церкви с 2-4 нефами равной высоты (хоры церквей в Хайлигенкройце и Цветле). О высоком уровне и самостоятельности австрийской готики свидетельствуют близкий к зальной церкви собор св.

Стефана со стройной, украшенной почти с ювелирной тонкостью башней и небольшая изящная церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки с высокими стенами и мощными оборонительными башнями (Рабенштейн в Тироле, XII в.) и городские дома, обычно в несколько этажей, с узкими фасадами, завершёнными щипцом и часто снабжённые прямоугольным в плане эркером. В готической скульптуре и живописи усилились реалистические тенденции, появились свободно стоящие статуи, станковая живопись. Сильное воздействие искусства круга П. Парлера заметно в статуях боковых порталов собора св. Стефана в Вене (около 1375-90). В искусстве XV в. В рамках средневековой культуры отчётливо проступают черты искусства эпохи Возрождения (работы скульптора Я.

Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа Старшего), наиболее своеобразно проявившиеся в творчестве скульптора и живописца М. Пахера, связанном с ренессансным искусством Северной Италии круга А. Мантеньи.        В архитектуре Возрождения определяющими типами построек стали бюргерские дома и муниципальные сооружения, украшенные ренессансным декором и чёрно-белыми композициями в технике сграффито. В изобразительном искусстве XVI в., носившем уже последовательно ренессансный характер, усилился интерес к бытовым сюжетам, портрету и особенно пейзажу. Выделялись работы мастеров дунайской школы (В. Хубер и др.). Широкое международное признание получило искусство Австрии эпохи барокко (XVII-XVIII вв.). Вокруг Вены были построены дворцы, образовавшие открытые ансамбли с регулируемыми садами, спускающимися террасами с возвышенностей.

Широкие перспективы парков завершали величественные дворцовые здания, украшенные богатым, подчас фантастически-прихотливым пластическим декором. Особенно выделяются ансамбль Бельведер (архитектор И. Л. Хильдебрандт) и постройки архитектора И. Б. Фишера фон Эрлаха. Величественные дворцы, монастыри и церкви сооружались и в провинциальных городах (в Зальцбурге, Мельке и др.). С архитектурой были тесно связаны монументальная скульптура, живопись и театрально-декорационное искусство.        Вершиной австрийской барочной живописи стало творчество Ф. А. Маульберча, в котором свободная и широкая манера письма сочеталась с мастерством передачи многообразной гаммы чувств и настроений. В скульптуре выделяются работы Б. Пермозера, Г.

Р. Доннера, доходящая до крайностей барокко серия гримасничающих "характерных голов" Ф. К. Мессершмидта        Зодчество классицизма в Австрии не знает больших достижений. Наиболее привлекательны в нём небольшие парковые сооружения типа нарядной постройки "Глориетта" в Шёнбрунне. В изобразительном искусстве оплотом классицизма стала основанная ещё в 1692 венская Академия художеств, насаждавшая преимущественно академические формы классицизма. В 1850-80-х гг. В Вене на месте уничтоженных крепостных валов и вдоль них была устроена широкая кольцевая магистраль Рингштрасе. Её застройка велась главным образом многоквартирными жилыми домами и общественными и жилыми зданиями дворцового типа в различных исторических стилях.

Парадность и импозантность "стиля Рингштрасе" повлияли на утверждение эклектизма в мировой архитектуре. Большое воздействие на мировую архитектурную практику оказали взгляды Г. Земпера, изучавшего вопросы соотношения стиля с конструкциями и материалами и усматривавшего причину упадка искусства в капиталистическом разделении труда. В изобразительном искусстве для утвердившегося с начала XIX в. Романтизма характерны интерес к бытовым деталям, тяга к непосредственности и лиричности (Й. А. Кох и др.). Эти черты были развиты представителями бидермейера (М. Фон Швинд, Ф. Вальдмюллер и др.).        В конце XIX в. В архитектуре против засилья эклектизма выступили представители "венского модерна", входившие в объединение "Венский Сецессион" (И.

Ольбрих, О. Вагнер, И. Хофман) и создавшие свой вариант стиля "модерн", отличающийся прихотливостью линейных и цветовых решений, сочетавшихся с освоением новых конструктивных и отделочных материалов. Отказ от декоративных излишеств "модерна", стремление к геометрической простоте и ясности объёмов наиболее чётко и последовательно проявились в творчестве А. Лоза. В изобразительном искусстве средоточием стиля "модерн" стал "Сецессион". Его ведущий представитель Г. Климт создал полный изысканной фантазии венский вариант стиля "модерн". В этот же период сформировалось творчество А. Кубина, пронизанное фантастикой и мистикой, но поражающее своей художественной убедительностью, эмоциональ- ностью и экспрессивностью образов.

Австрийский экспрессионизм выдвинул одного из основных мастеров этого направления О. Кокошку. Для архитектуры конца 20-30-х гг. Характерны поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (Ф. Шустер, Й. Франк), национально-романтические веяния (К. Хольц- мейстер). В 50-х - начале 80-х гг. Создан ряд смелых по замыслу и конструкции построек (городской зал универсального назначения Штадтхалле в Вене, 1955-58, главный из 4 залов которого перекрыт стальной конструкцией из 2 шарнирных рам). Индустриализация строительства отмечается с начала 60-х гг. Широко пропагандируются достижения архитектуры "Сецессиона", обогащение и смягчение приёмов и методов функционализма, что нередко приводит к появлению своеобразных остросовременных произведений.

В изобра- зительном искусстве второй половины XX в. Наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба), так называемым венским неосюрреализмом (живописец Э. Фукс и др.) и другими модернистскими течениями сохраняются гуманистические традиции реализма (некоторые произведения Кокошки, Й. Добровски, графиков круга О. Файля и др.)..

Значения в других словарях
Авиньон

        (Avignon), город во Франции, в исторической области Прованс, на р. Рона. Основан на месте древнеримской колонии I в. В XII-XIII вв. Городская коммуна под властью тулузских графов, в 1309-77 (с перерывом) папская резиденция. В XIV в. Один из крупных художественных центров Европы. Облик Авиньона во многом определяют постройки XIV в., кольцо городских укреплений с зубчатыми стенами, воротами и прямоугольными башнями. Романский собор Нотр-Дам-де-Дом (основан в XI в., 1140-60). На холме - гот..

Австралия

        (Australia), Австралийский Союз, государство, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и мелких прибрежных островах. У аборигенов Австралии, до колонизации живших в пещерах и шалашах, в резьбе, гравировке и росписях на щитах, бумерангах, священных предметах ("чурингах") геометрический орнамент сочетался с условными магическими символами и реалистическими изображениями. В отдельных районах сохранились пещерные (плато Кимберли) и наскальные (полуостров Арнемленд) росписи (изоб..

Автогравюра

        (от греч. Autуs - сам и гравюра), гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет сам художник - автор композиции. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Автолитография

        вид литографии, при котором изображение на камень наносит художник-автор, в отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером-литографом или фотомеханическим устройством. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Дополнительный поиск Австрия Австрия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Австрия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Австрия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа