Азербайджанская Советская Социалистическая республика

209

        Азербайджан. В составе СССР. Расположена на юго-востоке Закавказья. Развитие архитектуры и изобразительного искусства на территории Азербайджана отразило его насыщенную политическими и военными потрясениями историю и положение на путях, издревле соединявших Восток с Западом. К 8-5-му тысячелетиям до н. Э. Восходят ранние наскальные гравированные рисунки (сцены труда, быта, ритуальных обрядов) в Кобустане (датируются вплоть до развитого средневековья). От эпохи энеолита и ранней бронзы сохранились многочисленные менгиры, дольмены, кромлехи, зооморфные керамические сосуды, украшения, глиняные и каменные фигурки людей и животных. К 1-му тысячелетию до н. Э. Относятся циклопические сооружения в Кедабекском районе, предгорьях Малого Кавказа и на территории Нахичеванской АССР.

На юге Азербайджана в IX-VII вв. Развивалась культура государства Маны, в VII-VI вв. - возможно, Мидии. Распространилось огнепоклонство. Строились города, оборонительные сооружения, жилища так называемого антового типа (см. Анты), алтари огня, скальные гробницы с рельефами на фасадах. В конце IV в. До н. Э. Сложилось государство Атропатена (греческая "страна хранителей огня"). На рубеже н. Э. В Северном Азербайджане возникло государство Кавказская Албания со столицей г. Кабала (сохранились остатки сооружений). Искусство первых веков до н. Э. - первых веков н. Э., преимущественно Северного Азербайджана, представлено художественными изделиями из металла, мелкой пластикой, расписными чернолощёными керамическими и стеклянными сосудами.

Памятники раннесредневекового зодчества - каменно-кирпичная крепость Чирах-Кала (V-VI вв.). Каменная христианская базилика в селе Кум и круглый храм в селе Лекит (оба-VI в.), сходные с одновременными памятниками Армении и Грузии. Руины 4 храмов близ Мингечаура (первый храм - конец IV - начало V вв. Второй храм - V - начало VI вв., обнаружена база алтарного креста с албанской надписью. Третий храм - конец VI - начало VII вв. Четвертый храм - VIII в.). Отдельные находки свидетельствуют о развитии скульптуры, живописи, торевтики. После арабского завоевания (VII в.) и распространения ислама разрабатывались типы мусульманских зданий - мечетей, минаретов, медресе, мавзолеев, развивались преимущественно орнаментальные формы декоративного искусства.

С ослаблением (IX-X вв.) Арабского халифата на территории Азербайджана возникло множество небольших государств, в городах которых (Барда, Шемаха, Байлакан, Гянджа - современный Кировабад, Нахичевань) складывались локальные архитектурно-художественные школы, среди них - нахичеванская, которая характеризуется великолепием керамического убранства зданий, ширвано-апшеронская, отличающаяся контрастом глади каменных стен и пластичной разработки архитектурных элементов, тебризская, выделяющаяся парадностью архитектурного образа, многообразием приёмов и средств декора. Выдающиеся памятники искусства Азербайджана XII-XIII вв. - мавзолеи в Нахичевани (Момине-хатун, Юсуфа ибн Кусейира мавзолей) и Джуге, Девичья башня в Баку, замки XIII в.

В Мардакяне и Нардаране, Ханега на реке Пирсагат, "Баиловские камни" (рельефный эпиграфический фриз затонувшего в Бакинской бухте замка XIII в.), изящные нахичеванские изделия из металла, расписная керамика Байлакана и Гянджи. В XIV-XVI вв. С ростом городов развивается кирпичное и каменное зодчество, лучшему образцу которого - Ширваншахов дворцу в Баку - присущи продуманность композиции, тектоничность архитектурных форм, филигранная вязь резьбы по камню. Традиции местных школ нашли продолжение в башенных мавзолеях XIV в. В Барде и в с. Карабагляр, отличающихся великолепием керамического поливного декора, в 12-гранном шатровом мавзолее в селе Хачин-Дорбатлы (1314, зодчий Шахензи), в крепостной архитектуре замка XIV в.

В селе Рамана. Уникальна двухъярусная купольная усыпальница Дири-Баба в селе Мараза (1402, зодчий - сын устада Гаджи). Высеченная в скале лестница ведёт в просторный освещённый зал второго этажа, в северной стене которого находится проход к гроту-склепу. В изобразительном искусстве средневекового Азербайджана развивалась преимущественно миниатюра с крупнейшим центром в г. Тебриз (ныне в Иране. См. Тебризская школа миниатюры), а также с центрами в Шемахе (рукопись "Антологии" 1468, каллиграф Шараф-ад-дин Хусейн Султани, Британский музей, Лондон), Баку (миниатюры художника Абд аль-Баги Бакуви в альбоме XV в., Дворец-музей Топкапы, Стамбул) и, возможно, в других городах Азербайджана. Высокий уровень художественных ремёсел иллюстрируют военные доспехи работы Мухаммеда Момина (XVI в., Оружейная палата, Москва), ковёр из мечети в Ардебиле ("Шейх Сефи", 1539, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и изображения азербайджанских ковров на картинах Х.

Мемлинга, Х. Хольбейна Младшего и других европейских художников. В XVII-XVIII вв., в период войн (борьба Турции и Ирана за обладание Азербайджаном) и междоусобиц, монументальное строительство значительно сократилось. Достраивался культурный комплекс Имамзаде в Гяндже, в XVIII в. Был построен украшенный росписями дворец ханов в Шеки. Архитектурно- строительные традиции сохранялись в народном зодчестве. В домах богатых горожан в XVIII в. Стены покрывались росписями (растительные мотивы, иногда включавшие изображения птиц, зверей, людей). Народное искусство представлено украшенными узорами медной посудой и оружием из села Лагич. Богатейшим разнообразием ворсовых и безворсных ковров и ковровых изделий куба-ширванского, баку-апшеронского, гянджа-казахского, карабахского и южно- азербайджанского типов.

Художественной вышивкой Шеки и других районов Азербайджана.        После присоединения Азербайджана к России (XIX в.) в азербайджанской архитектуре сказывается влияние русской строительной культуры. Традиционные приёмы планировки и композиции, национальные архитектурные формы и мотивы декора нередко сочетаются с элементами русского и западноевропейского классицизма (Баку). Распространяется тип городского дома с застеклёнными галереями - "шушебенд". Во второй половине XIX в. В живописи (стенные росписи, портрет) наряду с традиционной плоскостностью и декоративностью ощутимы реалистические черты, попытки объёмно-пластической моделировки форм, стремление передать портретное сходство (художники Мирза Кадым Эривани, Мир Мохсун Навваб, Уста Гамбар Карабаги).

В 1900-20-х гг. Выступили художники реалистического демократического направления - график А. А. Азимзаде и живописец Б. Ш. Кенгерли, положившие начало изобразительному искусству Советского Азербайджана.        Коренной перелом в развитии искусства Азербайджана определила Октябрьская революция 1917. В 20-х гг. Строятся первые благоустроенные рабочие посёлки, реконструируются города (Баку). В архитектурных работах и воспитании национальных кадров в Азербайджане приняли участие видные советские зодчие - братья Веснины, А. В. Щусев и др. С 30-х гг. Работают выпускники архитектурно-строительного факультета (основан в 1920) Азербайджанского политехнического института - С. А. Дадашев, М. А. Усейнов, Э. А. Касимзаде, Г. А. Меджидов и др. Здания в Баку и других городах отражают этапы развития архитектуры Советского Азербайджана.

Для начала 20-х гг. Характерно стилизаторство под феодальное зодчество мусульманского Востока, для конца 20-х - начала 30-х гг. - появление конструктивистских построек (гостиница "Интурист" в Баку, архитектор Щусев), для второй половины 30-50-х гг. - стремление к освоению и творческому переосмыслению классического, в т. Ч. Национального, архитектурного наследия (парк имени С. М. Кирова, архитектор Л. А. Ильин, здание ЦК КП Азербайджана и Совета Министров Азербайджанской ССР, Музей имени Низами в Баку - все архитекторы Дадашев, Усейнов). В изобразительном искусстве в 20-30-х гг. Преимущественное развитие получила графика (Азимзаде, И. Г. Ахундов, Г. А. Халыков и др.). В 30-50-х гг. Усилилась роль скульптуры (П. В. Сабсаи, Ф. Г. Абдурахманов, Д.

М. Карягды) и особенно живописи (С. А. Салаизаде, С. Б. Бахлулзаде, Б. А. Мирзазаде, Т. А. Тагиев), развивалось театрально-декорационное (Р. М. Мустафаев, С. Г. Шарифзаде, Н. М. Фатуллаев, К. М. Кязимзаде) и декоративно-прикладное (Л. Г. Керимов и др.) искусство. Для архитектуры Азербайджана 60-х - начала 80-х гг. Характерны повышение внимания к её социальной роли, градостроительный подход к архитектурным задачам, смелость творческих исканий. Небывалый размах приобрело жилищное строительство, основанное на массовом применении типовых проектов и внедрении индустриальных методов. Показательны комплексное развитие новых городов (Сумгаит, Мингечаур, Дашкесан) и новые приёмы реконструкции исторически сложившихся городов (Баку, Кировабад, Степанакерт).

Применение свободной планировки, создание микрорайонов, формирование общественных центров. Эстетические качества современного этапа советского зодчества Азербайджана нашли выражение в архитектуре Баку (комплекс зданий АН Азербайджанской ССР, гостиницы "Азербайджан" и "Москва" - все архитектор Усейнов. Станции метрополитена, архитекторы Усейнов, К. И. Сенчихин, Т. А. Ханларов, Ш. М. Зейналова, Э. А. Касимзаде и др. Дворец радости "Гюлистан", архитектор А. Ю. Амирханов, Н. М. Гаджибеков и др.), а также и других городов. В изобразительном искусстве Азербайджана с конца 50-х гг. Углубляется процесс осмысления национальных художественных традиций. Интенсивно развивается самобытная школа живописи Советского Азербайджана. Для произведений 60-80-х гг.

М. Г. Абдуллаева, Н. Г. Абдурахманова, А. А. Джафарова, Н. С. Касумова, Т. Ф. Нариманбекова, Т. Т. Салахова, В. А. Самедова, Э. М. Рзакулиева, В. Я. Нариманбекова, Г. А. Алиева характерны насыщенная звучность палитры, приподнято-романтическая трактовка образов, многообразие приёмов и средств художественной выразительности. Многие художники Азербайджана участвуют в выставках за рубежом. В скульптуре успешно работают О. Г. Эльдаров, Т. Г. Мамедов, в графике - М. Ю. Рахманзаде, О. С. Садыхзаде и др. В Баку функционируют Азербайджанский институт строительных инженеров, Азербайджанское художественное училище имени А. Азимзаде, факультет живописи Института искусств имени М. А. Алиева        В 1936 основан Союз архитекторов Азербайджанской ССР, в 1940 - Союз художников Азербайджанской ССР..

Значения в других словарях
Азам

        (Asam), братья Космас Дамиан (1686-1739) и Эгид Квирин (1692-1750), немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы. Представители барокко. Учились в Риме (1712-14). Работали главным образом в Баварии (отделка церковных интерьеров в Pope, 1717-23, и Фрайзинге, 1723. Строительство церкви монахов бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-21). Творчество Азам, отмеченное религиозной экзальтацией и театральной патетикой, - одно из крайних проявлений драматической динамики барокко.. ..

Азгур Заир Исаакович

        (р. 1908), советский скульптор. Народный художник СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1978). Учился в ленинградской Академии художеств (1925-28) у Р. Р. Баха, В. В. Лишева, М. Г. Манизера и в Киевском художественном институте (1928-1929). Внёс значительный вклад в развитие советской белорусской скульптуры. Создал галерею портретов героев Великой Отечественной войны 1941-45 ("М. Ф. Сельницкий", бронза, 1943, ГТГ), деятелей револю..

Азербайджанский музей искусств

        имени Р. Мустафаева в Баку. Основан в 1936. Собрание произведений азербайджанского изобразительного (в т. Ч. М. К. Эривани, М. Навваба, Б. Кенгерли, А. Азимзаде, Т. Салахова) и народного искусства, русского (в т. Ч. И. К. Айвазовского, Н. И. Аргунова, К. П. Брюллова, К. А. Коровина, И. И. Левитана) и западноевропейского изобразительного искусства. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Азимзаде Азим Аслан оглы

        (1880-1943), советский график. Народный художник Азербайджанской ССР (1927). Специального художественного образования не получил. Острые сатирические рисунки Азимзаде на политические, бытовые и антирелигиозные темы, связанные с революционной борьбой народа, печатались с 1906 в азербайджанском журнале "Молла Насреддин" и "Мазали" ("Юмор"), После 1917 создал многочисленные произведения книжной, журнальной и станковой графики, в т. Ч. Акварельную серию "Типы старого Баку" (1937, Азербайджан..

Дополнительный поиск Азербайджанская Советская Социалистическая республика Азербайджанская Советская Социалистическая республика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Азербайджанская Советская Социалистическая республика" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Азербайджанская Советская Социалистическая республика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 53 символа