Айвазовский

194

Гайвазовский Иван Константинович (1817, Феодосия – 1900, там же), русский живописец и график, маринист, представитель романтизма. Родился в семье мелкого торговца-армянина, с детства отличался необыкновенной одарённостью к рисованию. Увидев его рисунки, губернатор Феодосии А. И. Казначеев помог начинающему художнику поступить в Петербургскую академию художеств. В 1833 г. Айвазовский был зачислен в класс М. Н. Воробьёва – мастера романтического пейзажа. Вскоре остановил свой выбор на изображении морских видов и уже на втором курсе был удостоен медали за этюд «Воздух над морем». Редкий талант и обаяние художника привлекали к нему людей. Ещё в годы учёбы он обратил на себя внимание К. П. Брюллова и А. С. Пушкина.

В 1839 г. Во время Кавказской войны (1817—64) принял участие в морских десантных операциях и познакомился с адмиралами М. П. Лазаревым, П. С. Нахимовым и В. А. Корниловым. Дружба со знаменитыми флотоводцами, глубокое знание оснастки парусного флота и личное участие в боевых действиях позволили художнику соединить в картинах на темы побед русского флота романтическую взволнованность с документальной точностью («Большой рейд в Кронштадте», 1836. «Чесменский бой», 1848, и др.).И. К. Айвазовский. «Чесменский бой». 1848 г. Художественная галерея им. И. К. Айвазовского. Феодосия   Слава Айвазовского была так велика, что в 1846 г., когда отмечалось десятилетие его творческой деятельности (художнику было всего 29 лет), в Феодосию пришла его чествовать вся черноморская эскадра под командованием В. А. Корнилова.

В 1840—44 гг. В качестве пенсионера АХ находился за границей, где создал ок. 40 картин, выбирая сюжеты драматические и эффектные. «Кораблекрушение», «Буря», «Хаос». Путешествовал на протяжении всей своей жизни, устраивая в разных странах выставки, неизменно имевшие шумный успех. Многие европейские Академии присвоили ему почётное членство. Весной 1844 г., получив звание академика АХ, Айвазовский не остался в Санкт-Петербурге, а уехал в Феодосию. Он много сделал для родного города. Построил железную дорогу, концертный зал, в 1880 г. – общедоступную художественную галерею.И. К. Айвазовский. «Девятый вал». 1850 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Айвазовский никогда не писал море с натуры, считая, что «движения живых струй неуловимы для кисти».

Обладая феноменальной памятью, он делал лишь быстрые зарисовки, на основе которых позднее импровизировал прямо на холсте. Особенно потрясла зрителей своим трагизмом картина «Девятый вал» (1850). Ночная буря потопила корабль, на обломке мачты пытается спастись горстка людей. Настаёт новый день, поднимается солнце, пронизывая яркими лучами грозовые мчащиеся облака и неумолимо надвигающийся последний, чудовищный «девятый вал». Эффект света настолько великолепен, что на мгновение затмевает для зрителя трагизм гибели. Главный герой картины – могучий, грозный океан.И. К. Айвазовский. «Радуга». 1873 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Кроме марин, Айвазовский создавал пейзажи с видами гор и степей, тематические картины, но в истории искусства он остался прежде всего поэтом моря.

В «Радуге» (1873) художник обращается к своему любимому романтическому сюжету. Буря, тонущий корабль, люди в шлюпках. Но вставшая над морем радуга даёт надежду на спасение. Картину отличает сдержанная, тонко сгармонированная серовато-жемчужная красочная гамма.И. К. Айвазовский. «Чёрное море». 1881 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В одной из лучших работ – «Чёрное море» (1881) – нет шторма, тонущих кораблей, только небо и море. Природные стихии являют себя в сверхчеловеческом величии. Медленно, но мощно катятся волны безбрежного моря. Надвигается гроза, по небу ползут сизо-серые тучи. Айвазовский передаёт всю богатейшую гамму оттенков морской воды. От серебристо-голубых, зелёных, розовых до фиолетовых и иссиня-чёрных в глубине.

На горизонте едва заметен парусник. Эта крошечная «точка» вдали даёт почувствовать одиночество и быстротечность человеческой жизни на фоне вечной природы. В последние годы Айвазовский посвящает серию картин А. С. Пушкину. «Прощание Пушкина с морем» (1897), «Пушкин у Гурзуфских скал» (1899). До конца жизни художник сохранял светлый ум и творческое вдохновение. Всего он создал более 6 тыс. Картин. Одна из последних – грандиозное полотно «Среди волн». Айвазовский выбрал такую близкую точку зрения, что, кажется, волны перехлёстывают через край полотна, являя величественную картину вечного и бесконечного движения жизни.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Азимзаде Азим Аслан оглы

        (1880-1943), советский график. Народный художник Азербайджанской ССР (1927). Специального художественного образования не получил. Острые сатирические рисунки Азимзаде на политические, бытовые и антирелигиозные темы, связанные с революционной борьбой народа, печатались с 1906 в азербайджанском журнале "Молла Насреддин" и "Мазали" ("Юмор"), После 1917 создал многочисленные произведения книжной, журнальной и станковой графики, в т. Ч. Акварельную серию "Типы старого Баку" (1937, Азербайджан..

Ай-Ханум

        селение в Северном Афганистане, у впадения р. Кокча в Пяндж. Близ Ай-Ханум раскопками 1965-78 открыт первый известный греко-бактрийский (см. Бактрия) город, предположительно Александрия Оксианская. Остатки крепостных стен с башнями, дворцовый комплекс, мавзолей, геройон (усыпальница основателя или выдающегося жителя города), театр, гимнасий, фонтан, храмы, жилые постройки, фрагменты статуй, рельефов, образцы мелкой пластики, следы стенных росписей.        В архитектуре Ай-Ханум наряду с ..

Айвазовский Иван Константинович

        Гайвазовский (1817-1900), русский живописец. Маринист. Сын мелкого торговца-армянина. Учился в петербургской Академии художеств (1833-37) у М. Н. Воробьёва. С 1845 жил в Феодосии. Произведениям Айвазовского, изображающим море, корабли, борющиеся с волнами, передающим романтические эффекты освещения, присущи эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу ("Девятый вал", 1850, ГРМ). Очевидец военных манёвров Черноморского флота, Айвазовский посвятил многие картины подвигам русск..

Айван

        эйван, иван, ливан, 1) терраса, навес или галерея с плоским покрытием, на колоннах или столбах в среднеазиатских жилищах, мечетях и др.        2) Сводчатое помещение в виде глубокой ниши или зала, открытое на фасад или во двор здания (приёмные залы во дворцах Парфии и сасанидского Ирана, Айван в мечетях и дворцах средневековой Средней Азии, Ирана, Афганистана и др.).. ..

Дополнительный поиск Айвазовский Айвазовский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Айвазовский" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Айвазовский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа