Алма-Ата

156

        (до 1921 - Верный), столица Казахской ССР. Живописно расположена у северного подножия Заилийского Алатау. Основана в 1854. До Октябрьской революции 1917 в Алма-Ате была прямоугольная тесная сеть улиц и преимущественно двух-, трехэтажная застройка. Наиболее значительные архитектурные сооружения пострадали в результате землетрясений (1887 и 1911) и селя (1921). Сохранился деревянный собор (ныне Центральный музей Казахской ССР. 1907, инженер А. П. Зенков). За годы Советской власти в результате огромных градостроительных работ облик Алма-Аты почти полностью изменился. Современный вид города, сохраняющего прямоугольную планировку, определяют ансамблевая сейсмостойкая застройка, широкие озеленённые проспекты, улицы (по сторонам - арыки), площади с памятниками и фонтанами, парки.

Среди главных ансамблей центра - комплекс зданий учреждений (1935-37, архитекторы М. Д. Шугал, Г. П. Кушнаренко и др.), комплекс корпусов АН Казахской ССР (главный корпус, 1957, архитекторы А. В. Щусев, Н. А. Простаков). Проспект им. В. И. Ленина (1967-70, архитектор Н. И. Рипинский и др.), протянувшийся от парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев к площади имени Абая. В парке - Мемориал Славы борцам, павшим за свободу и независимость нашей Родины (1975, скульпторы В. В. Андрющенко, А. Е. Артимович, архитекторы Басенов, В. Н. Ким и др.), в северной части проспекта - торговый центр "Алма-Ата" (1978, архитекторы М. П. Павлов, С. П. Рустамбеков и др.), в южной части - Дворец культуры им. В. И. Ленина (1967-70, архитекторы Рипинский, Л. Л. Ухоботов, Ю. Г. Ратушный, Ким и др.), гостиница "Казахстан" (1977, архитекторы Ухоботов, Ратушный), Дом политпросвещения (1982, архитекторы Ратушный, Т.

Е. Ералиев и др.), Дворец пионеров и школьников (1983, архитекторы Ким, А. П. Зуев и др.). Архитектурные ансамбли новых районов - площадь имени Л. И. Брежнева (1980, архитекторы А. К. Капанов, К. Ж. Монтахаев, Павлов, Р. А. Сейдалин, Ю. Б. Туманян и другие) со зданиями ЦК КП Казахстана, Министерства сельского хозяйства Казахской ССР и др. Комплекс зданий Казахского телевидения (1983, архитекторы А. И. Коржемпо, Н. В. Эзау и др.) с телебашней на г. Коктюбе (1983, архитекторы Н. Г. Терзнев, А. Н. Савченко, конструктор И. К. Акимов и другие). Высокогорный спорткомплекс зимних видов спорта "Медео". Стадион (1972, архитекторы В. 3. Кацев, А. С. Кайнарбаев, конструктор С. Б. Матвеев и др.), гостиница (1975, архитекторы Кацев, С. В. Коханович и др.). Среди других общественных сооружений.

Театрально- художественный институт (1931, архитектор М. Я. Гинзбург), Казахский театр оперы и балета им. Абая (1941, архитектор Н. А. Простаков и др.), Дом правительства (1957, архитектор Б. Р. Рубаненко и др.), гостиница "Алма-Ата" (1969, архитекторы И. А. Картаси, Рипинский и др.), цирк (1972, архитекторы Кацев, И. В. Слонов и др.), аэровокзал с корпусом Казахского управления гражданской авиации (1976, архитекторы И. В. Щавелева, А. А. Леппик и др.), Казахский театр драмы им. М. О. Ауэзова (1980, архитекторы О. Ж. Баймурзаев, М. Ф. Жаксылыков и др.), Дворец культуры хлопчатобумажного комбината (1981, архитекторы А. А. Петрова, З. М. Мустафина и др.). Памятники. В. И. Ленину (1957, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор И. И. Белоцерковский), Абаю Кунанбаеву (1960, скульптор X.

И. Наурзбаев, архитектор Белоцерковский), борцам Октябрьской революции и Гражданской войны (1967, скульптор Н. С. Журавлёв, архитекторы И. И. Токарь, Б. П. Воронин), Чокану Валиханову (1969, скульптор Наурзбаев, архитектор Ш. И. Валиханов), Алиби Джангильдину (1975, скульпторы О. Г. Прокопьева, Т. С. Досмагамбетов, архитектор Валиханов), Мухтару Ауэзову (1980, Е. А. Сергебаев). Музей искусств Казахской ССР..

Значения в других словарях
Алла прима

        (итал. Alla prima), техника масляной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнять картину (или её фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Аллегория

        (от греч. Allegoria - иносказание), в искусстве воплощение явления, а также умозрительной идеи в наглядном образе (например, фигура с голубем в руке - аллегория Мира. Женщина с повязкой на глазах и весами в руке - аллегория Правосудия). По определению И. В. Гёте, аллегория "претворяет явление в понятие, понятие - в образ, в такой, однако, форме, что образ остается вполне адекватным имеющему четкие пределы понятию, которое он выражает целиком". По своей функции часто сближается с эмблемой..

Алпатов Михаил Владимирович

        (р. 1902), советский историк искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), действительный член АХ СССР (1954), доктор искусствоведения (1941). Учился в Московском университете (1919-21). Преподавал (с 1925) в московском Вхутемасе-Вхутеине, в Московском институте философии, литературы и истории, в Московском университете. С 1943 профессор МХИ. Основные труды Алпатова, посвященные проблемам истории русского и зарубежного искусства, отличаются образностью изложения, яркостью художес..

Алтарь

        (лат. Altaria, от altus - высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально - место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме - отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах алтарем назывался стол ("престол"), на котором совершалось священное таинство, в католических - также декоративные стенки, украшенные живописью и скульптурой. С VIII в. Появились переносные алтари-складни с живописью на створках. В ..

Дополнительный поиск Алма-Ата Алма-Ата

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Алма-Ата" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Алма-Ата, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа