Ампир

115

        (от франц. Empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи. Монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. П.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т.

П.). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. В недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш.

Персье и П. Ф. Л. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.        Ампир получил распространение в европейских странах. В России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси. Стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А.

Д. Захаров. Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин. Все - в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве..

Значения в других словарях
Амиранашвили Шалва Ясонович

        (1899-1975), советский историк искусства. Член-корреспондент АН СССР (1943), академик АН Грузинской ССР (1955). Учился в Тбилисском университете (1918-22). Преподавал там же (с 1925, профессор с 1936). С 1939 директор Музея искусств Грузинской ССР в Тбилиси. Автор фундаментальных исследований по истории грузинского и иранского искусства. Основные работы. "Бека Опизари" (1939, расширенное издание 1956), "Иранская живопись XVIII-XIX веков" (1941), "История грузинского искусства" (1961, 196..

Амман

        столица Иордании. Во 2-1-м тысячелетии до н. Э. Древний г. Раббат-Аммон, в III в. До н. Э. - IV-VI вв. Н. Э. Филадельфия. На холме цитадели (место древнего города) сохранились несколько гробниц и фрагмент стены (возможно, IX или VIII вв. До н. Э.), руины арабской цитадели. Руины римского театра, храма Геркулеса (II в.), одеона (театр для певцов), нимфея. Дворцы Басман и Рагдан (конец XIX в.). Мечеть аль-Хусейн (1924, на месте мечети времени Аббасидов). Мавзолей короля Абдаллаха (1952). М..

Амстердам

        (Amsterdam), столица Нидерландов, порт на Северном море. Крупный торговый, промышленный и культурный центр. Возник как рыбачий посёлок (упоминается с 1275) при впадении р. Амстел в бухту залива Зёйдер-Зе. Историческое ядро Амстердама - район плотины на р. Амстел (площадь Дам с ратушей, ныне королевский дворец, 1648-55, архитектор Я. Ван Кампен). Своеобразие планировки старых частей города составляет система полукольцевых и радиальных каналов (прорыты в 1610-62). В старом городе вдоль озе..

Амфипростиль

        (греч. Amphiprуstylos, от amphi - с обеих сторон и prуstylos - имеющий колонны с передней стороны), тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. Продольные стены амфипростиля сооружались из гладких каменных блоков и не имели декора.. ..

Дополнительный поиск Ампир Ампир

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ампир" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ампир, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа