"Бубновый валет"

319

(1910—17), общество художников, получившее название от одноимённой выставки картин в Москве (декабрь 1910 – январь 1911). Участвовали. Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. Эпатажное название, предложенное Ларионовым, вызывало у публики ассоциации скорее с картёжно-воровским жаргоном, чем с искусством. Скандальные слухи привлекли в залы толпы народа. Организаторы выставки мыслили её как своего рода ярмарочное представление. «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского» И. И. Машкова (1910) представлял друзей-художников в виде цирковых силачей – с огромными мускулами, с гирями и в трико, но при этом исполняющими сентиментальный романс.

Энергия, яркая красочность, подчёркнутая огрублённость формы сочетались в картине, как и в др. Представленных на выставке произведениях, с тонкой самоиронией. Бубнововалетцы вошли в русское искусство, когда кризис переживал не только академизм, а позднее передвижничество, но и символизм, представленный мастерами «Голубой розы». Новому поколению художников были чужды зыбкость и туман поэтических грёз. Нарочито вульгарным названием и варварской энергией живописи они утверждали своё полнокровное, жизнерадостное мироощущение.Эмблема художественного объединения «Бубновый валет»   Позднее наиболее радикальные мастера – Ларионов, Гончарова и др. Вышли из объединения и основали группу «Ослиный хвост». Разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов», протекавшая на страницах газет и на модных в то время публичных диспутах.

Вошедшие в «Бубновый валет» живописцы (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. В. Куприн, Р. Р. Фальк, В. В. Рождественский, А. А. Осмёркин) теперь утверждали, что в названии нет криминального оттенка, что валет бубновой масти означает «молодость и горячую кровь». Любимым жанром бубнововалетцев стал иронический автопортрет. Свой облик они заостряли до гротеска, перевоплощаясь в самые неожиданные для художников амплуа. Машков представал пароходчиком на фоне морского пейзажа (1911). Лентулов – могучим великаном с нимбом и золотыми звёздами вокруг головы (1915).П. П. Кончаловский. Сухие краски. 1912. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Молодых мастеров называли «русскими сезаннистами». Своеобразие творчества русских последователей П. Сезанна заключалось в синтезе его живописной системы и языка народного искусства (лубка, вывески, расписных подносов).

Натюрморт «Синие сливы» И. И. Машкова (1910) стилизован под поднос, расписанный провинциальным мастером. Кричащие густые краски, спор острых углов и окружностей, «витринная» композиция рождают ощущение сверхреальности и в то же время несъедобности фруктов. Особенно шокировало зрителей смелое отношение бубнововалетцев к самому классическому сюжету мировой живописи – обнажённой натуре. Женское тело они видели как «натюрморт», стремясь утвердить, что любая натура, будь то предмет или человеческие лицо и фигура, интересны не сами по себе, а как выразительная форма, комбинация красок (А. В. Куприн. «Обнажённая натурщица с синей вазой», 1918). Человеческое, психологическое содержание не ушло из их живописи, но передавалось не мимикой и жестами, а эмоциональностью красочного строя, взволнованностью линий и живописной фактуры, динамичным построением пространства.П.

П. Кончаловский. «Сиенский портрет». 1912 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   Пейзажи Фалька, Рождественского, Лентулова несут следы влияния не только сезаннизма, но и кубизма. В многоцветье и дробящемся ритме «Василия Блаженного» Лентулова (1913) ощущается звучание ликующего колокольного звона. В новаторских творческих поисках молодых мастеров «вставало неудержимое стремление… перешагнуть извечную грань, отделяющую индивидуальное учёное искусство от „соборного“ и праздничного искусства народа» (Г. Г. Поспелов). В выставках «Бубнового валета» в 1910—14 гг., наряду с художниками, составившими его ядро, участвовали представители других направлений (В. В. Кандинский, А. Г. Явленский, К. С. Малевич), а также французские и немецкие мастера.

Буря эмоций и пафос «низвержения основ» сопровождали лишь первые шаги нового искусства. Ведущие мастера «Бубнового валета» состоялись как крупнейшие мастера русской живописи. В 1925 г. Бывшие бубнововалетцы организовали объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в «Общество московских художников» (ОМХ).(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Аюттхая

        Аютия (официальное название - Пра-Накхон-Си-Аюттхая), город в Таиланде. Основан в 1350 как столица государства Аютия. Среди руин города XIV-XVIII вв. - фундаменты дворцов, остатки храмовых комплексов (ватов) с увенчанными высокими шпилями колоколовидными ступами (прачеди) и богато украшенными башнеобразными святилищами (пра-пранг) - ват Пра Срисанпет с одним из самых больших в Таиланде бронзовых изваяний сидящего Будды, ват Лочья Сута с каменной статуей спящего Будды, ват Раджапуран с фр..

Аяк-кап

        войлочная или ковровая сумка для утвари у народов, ведших кочевой образ жизни (казахи, киргизы и др.). Украшения на сумке - аппликации из красного или чёрного бархата и многокрасочные вышивки с национальным орнаментом. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Баальбек

        (древний Гелиополь), город в Ливане, в долине Бекаа. Впервые упоминается в XIV в. До н. Э. Знаменит руинами грандиозного храмового ансамбля римского времени (I-III вв.). Величественные пропилеи с двенадцатиколонным портиком и двухэтажными квадратными башнями по сторонам вели в шестиугольный перистильный двор, за которым располагался большой прямоугольный двор (раскопками открыты остатки большого здания алтаря), украшенный резьбой. Отсюда монументальная лестница вела в Большой храм, или т..

Баба Корнелиу

        (Baba) (р. 1906), румынский живописец и график. Народный художник СРР (1962), почетный член АХ СССР (1958). Учился в Школе изящных искусств в Яссах (1934-38) у Н. Тоницы. Автор правдивых, полных непосредственных жизненных наблюдений, обобщённых композиций на темы крестьянской жизни ("Крестьяне", 1958), острых по характеристике портретов ("М. Садовяну", 1953, "Портрет девушки", 1957. Все - в Музее искусств СРР, Бухарест), пейзажей, отличающихся драматической выразительностью пастозной фак..

Дополнительный поиск "Бубновый валет" "Бубновый валет"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Бубновый валет"" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Бубновый валет", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 16 символа