Болгария

147

        (България), Народная Республика Болгария, социалистическое государство в Юго-Восточной Европе. На территории Болгарии обнаружены глиняные сосуды с прочерченным и лепным геометрическим орнаментом, фигурки людей и животных из глины эпох неолита и бронзы (4-2-е тысячелетие до н. Э.). К раннему железному веку относятся мегалитические сооружения - дольмены в горах Странджа, Сакар и Восточные Родопы, наскальные рисунки с изображением людей и животных. На побережье Чёрного моря сохранились остатки древнегреческих колоний (Аполлония, Месембрия, ныне г. Несебыр) с многочисленными памятниками античной скульптуры. О высоком уровне культуры древних обитателей Болгарии фракийцев говорят остатки г. Севтополис (близ г.

Казанлык), Казанлыкская гробница с уникальной античной стенописью, отражающей фракийский быт (конца IV - начала III вв. До н. Э.), золотые сосуды из Вылчитрына (первая половина 1-го тысячелетия до н. Э.) и Панагюриште (коней IV - начало III вв. До н. Э.), погребальные маски, металлическая посуда, украшения в "зверином стиле" и др. От эпохи римского завоевания сохранились остатки городов I-II вв. Н. Э. (Рациария, Видинский округ. Эскус, Плевенский округ) и крепостей, церковь св. Георгия в Софии (IV в.), гробница в Силистре (IV в.) со стенописью и др. В период византийского господства начинается строительство христианских храмов (трехнефная базилика, так называемая Старая митрополия, в Несебыре, V в. Купольная базилика св.

Софии в г. София, V-VI вв.). С созданием Первого Болгарского царства (680-1018) формируется собственно болгарское искусство, складывавшееся на основе культуры заселивших Болгарию древних славян и протоболгар. Оно впитывает богатые античные и византийские традиции. Среди первых памятников болгарского зодчества - остатки крепостных стен и прямоугольных в плане дворцов в Плиске и Преславе (IX-X вв.), сложенных из массивных каменных блоков и отличающихся торжественной тяжеловесностью форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геометрическим узором, а также скульптурой из меди и камня. Уникальный памятник скульптуры этого времени - высеченный на скале близ села Мадара величественный барельеф с обобщенным изображением всадника с собакой (так называемый Мадарский всадник, IX в.).

Церковная архитектура Болгарии IX-X вв., исходившая из византийских прототипов (Большая базилика в Плиске. Так называемая Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в котором применялись глазурованная керамическая плитки с нарядными растительными и геометрическими узорами и изображениями святых. Оригинальным видом декора были инкрустированные многоцветными стёклами каменные плиты и блоки. В период византийского господства (1018-1187) в Болгарии строились главным образом укрепления и замки (Асенова крепость близ Асеновграда и др.). Новый подъём искусства Болгарии наступает в эпоху Второго Болгарского царства (1187-1396), главным художественным центром становится Тырново (современный г.

Велико-Тырново). Для зодчества этого времени характерны свободное истолкование византийских традиций, тяготение к декоративному изяществу. Стены четырехстолпных однонефных купольных храмов из камня и кирпича богато членились ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшались зубчатыми карнизами, глазурованными керамическими плитками с многоцветным геометрическим орнаментом (церкви XII-XIV вв. В Велико-Тырнове и Несебыре). Высокого уровня достигли монументальная живопись и миниатюра. Стенопись (1259) церкви в селе Бояна (ныне в черте г. София), отмеченная свежестью реалистичных деталей, жизненной выразительностью портретных образов, изысканностью сдержанного мерцающего колорита. Миниатюры "Хроники Манасия" (середина XIV в., Ватиканская библиотека, Рим) и "Евангелия Ивана Александра" (1356, Британский музей, Лондон), в которых проявляется интерес к реальному миру (портреты исторических лиц, детали современного быта).

В XII-XIV вв. Развиваются ювелирное искусство, резьба по дереву и другие художественные ремёсла. Турецкое нашествие (конец XIV в.) положило конец расцвету древнеболгарского искусства. Многие болгарские художественные памятники были уничтожены. Новый подъем художественной культуры Болгарии относится к эпохе Болгарского возрождения (вторая половина XVIII в. - 1878). В этот период в городах возводились часовые башни, дома, церкви, мосты (мост через р. Янтра у г. Бяла, 1867, строитель Н. Фичев), перестраивались монастыри (Рильский монастырь, основан в X в., перестроен в первой половине XIX в., архитектор Алекси Рилец). В конце XVIII в. Сложились национальные типы жилых домов с каменным цокольным и фахверковым (см. Фахверк) вторым этажом, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на отштукатуренных фасадах и в интерьерах, нарядными резными потолками (дома в Пловдиве, Велико-Тырнове, Копривштице и др.).

Основателями светского искусства в Б. Явились автор стенных росписей З. Зограф, портретист С. Доспевский, мастер исторических композиций Н. Павлович.        После освобождения Болгарии от османского ига (1878) реконструировались центры городов, сооружались общественные здания в духе эклектизма и в неовизантийском стиле. В 1930-х гг. В архитектуре утвердились неоклассицизм и функционализм (архитектор Г. Овчаров). В искусстве конца XIX - начала XX вв. Развивались направление демократического реализма (сцены крестьянской жизни А. Митова, И. Ангелова, И. Мырквички), реалистическая батальная живопись (Я. Вешин), портретная живопись и скульптура. В 20-30-х гг. Многие мастера стремились к национальному истолкованию новейших течений западноевропейского искусства.

Демократические национальные традиции получили развитие в проникнутых суровой правдой сценах крестьянской жизни Х. Станчева, в исходящих из народного искусства декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого народного юмора сельских сценах С. Венева, в отмеченных яркой поэтической фантазией композициях на темы народных сказаний и пейзажах И. Милева, П. Георгиева, Ц. Лавренова, З. Бояджиева, гравюрах В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивалась реалистическая портретная и пейзажная живопись (И. Петров, Д. Узунов, П. Младенов и др.). Социальной остроты достигла политическая журнальная графика (антимонархические и антифашистские рисунки и гравюры А. Жендова, Венева, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-х гг.

Пролетариату посвятили своё творчество живописцы Н. Балканский, С. Сотиров, скульпторы М. Марков, И. Фунев, И. Лазарев и др.        После установления народно-демократического строя развернулись градостроительные работы (новый центр г. София с мавзолеем Г. Димитрова, 1949, архитектор Овчаров, Р. Рибаров), ведётся реконструкция городов, строятся новые промышленные города (Димитровград, Мадан и др.). После краткого периода увлечения историческими стилями во второй половине 50-х гг. Появляется стремление к большей простоте и функциональной оправданности форм. Достигнуты успехи в строительстве общественных и спортивных сооружений, учебных зданий, в которых к 70-м гг. Усиливаются поиски национального своеобразия и пластической выразительности форм (Дворец бракосочетания, архитектор М.

Мареев, гостиница "Марица" и Дом партии в Пловдиве - обе постройки коллектива архитекторов под руководством В. Рангелова. Исторический музей в Казанлыке, архитектор И. Битраков и др. Дом советской науки и техники, архитектор И. Цолов, Г. Берберов, Дворец культуры "София", архитектор А. Баров, в Софии. Дом-памятник партии на горе Бузлуджа, архитектор Г. Стоилов). Широко развернулось строительство современных благоустроенных жилых районов (районы "Западный парк", "Младост", "Модерно предградие" и "Белые берёзы" в Софии. Район "Тракия" в Пловдиве, и др.) и курортных комплексов (Солнечный Берег, архитектор Н. Николов и др. Золотые Пески, архитектор Г. Ганев и др. Албена, архитектор Н. Ненов и др.), органически вписывающихся в ландшафт.

Гибкое использование традиционных для Б. Функциональных элементов (балконов, эркеров, лоджий, солнцезащитных устройств) определяет пластическую выразительность и национальное своеобразие облика построек. В изобразительном искусстве, отмеченном разнообразием манер, получили распространение композиции на историко-революционные (Петров, Венев) и актуальные политические (Г. Ковачев, Н. Майсторова) темы, поэтически обобщённые образы крестьян и сцены народной жизни (Димитров-Майстора и др.), портрет (Д. Узунов), городской и индустриальный пейзаж. Для живописцев среднего и младшего поколений характерны поиски новых, драматически выразительных и декоративных решений, обращение к древним национально художественным традициям (И.

Кирков, Д. Киров, С. Русев, Л. Диманов, К. Исинов, А. Петров и др.). Успешно развиваются станковая и монументальная скульптура (А. Николов, Фунев, Лазарев, М. Марков, Й. Крычмаров, В. Радославов, Л. Димитров и др.), станковая и книжная графика (Ангелушев, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов и др.), монументально-декоративное искусство (мозаики А. Стаменова). В декоративно-прикладном искусстве выделяются резьба по дереву, керамика, ковры, ткани и др. В народном искусстве Болгарии, впитавшем древнеславянские, протоболгарские, балканские и турецкие художественные традиции и богатом местными вариантами, развиты резьба по дереву, обработка металла, художественная керамика, ткачество и др..

Значения в других словарях
Боклевский Пётр Михайлович

        (1816-1897), русский художник-иллюстратор. С 1845 посещал класс К. П. Брюллова в петербургской АХ и мастерскую П. К. Клодта. Болкевский выработал жанр сатирического, социально заостренного портрета литературного героя (альбомы литографий и рисунков "Галерея гоголевских типов. 'Ревизор'", 1858, "Бюрократический катехизис. Пять сцен из 'Ревизора'", 1863, "Типы из поэмы 'Мёртвые души'", 1895, и др.). Выполнил альбомы иллюстраций к произведениям А. Н. Островского (1859-60), П. И. Мельникова-..

Бокшай Иосиф Иосифович

        (1891-1975), советский живописец. Народный художник СССР (1963), член-корреспондент АХ СССР (1958). Окончил АХ в Будапеште (1914). Преподавал в Львовском институте прикладного и декоративного искусства (1950-57). В 1918-75 работал в Ужгороде, где в 1927 совместно с А. М. Эрдели основал первую в Закарпатье художественную школу. Автор сочных по колориту пейзажей, а также монументальных росписей, жанровых картин, портретов, натюрмортов. "Озеро в горах" (1946), "Синевирские полонины" (1967, ..

Боливия

        (Bolivia), Республика Боливия, государство в центральной части Южной Америки. В древнейший период на территории Боливии развивалась культура Чирипа (керамические сосуды с росписью и рельефом). В Тиауанако сохранились памятники архитектуры конца 1-го тысячелетия до н. Э. - 1-го тысячелетия н. Э. (холм-пирамида Акапана, комплекс Каласасая, "Дворец саркофагов"), скульптуры (рельефы "Ворот Солнца"), художественная керамика, ткани, ювелирные изделия. В колониальный период (начало XVI - начало..

Болнисский Сион

        храм в Грузинской ССР, в 70 км от Тбилиси, близ поселка Болниси. Выдающийся образец раннесредневековых базиликальных церквей Грузии. Сооружён в 478-493. Величественное внутреннее пространство храма разделено на три нефа двумя рядами столбов (соединённых подковообразными арками), перекрыто общей двускатной крышей. На капителях - резные геометрические узоры, изображения растений и животных. С юга - двуапсидное помещение и открытый портик. С севера - открытая галерея. Рядом с Болнисским Сио..

Дополнительный поиск Болгария Болгария

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Болгария" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Болгария, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа