Босх

120

(bosch) Хиеронимус (настоящее имя Хиеронимус ван Акен) (ок. 1450—60, Хертогенбос – 1516, там же), великий нидерландский живописец, один из основоположников пейзажной и жанровой живописи. В качестве псевдонима выбрал усечённое название родного города – Хертогенбоса (область Брабант, юг Нидерландов), где прожил всю жизнь. Наследие Босха, творившего на переломе от Средневековья к эпохе Северного Возрождения, загадочно и оригинально. Народные сатирические и нравоучительные мотивы причудливо сочетаются в его картинах с философской притчей, изощрённой средневековой фантастикой и мрачными демоническими образами. Босх щедро черпает своих героев из пословиц, поговорок, притч, площадного театра, поэтому символика его картин, понятная людям 15–16 вв., недоступна для современного зрителя.

Учёные безуспешно ищут ключ к разгадке его произведений. В Босхе видят то алхимика, то члена тайной еретической секты, то гениального мыслителя, искавшего вдохновение в трудах мистиков более раннего времени, то объясняют его причудливые образы влиянием галлюциногенов.Х. Босх. «Корабль дураков». 1475—80 гг. Лувр. Париж   Сведений о жизни Босха сохранилось крайне мало. Он принадлежал к роду потомственных художников. Живописи обучался с раннего детства в семье, затем продолжил образование в Харлеме и Делфте. В 1480 г., приобретя необходимые навыки, возвратился в Хертогенбос, через год женился на богатой и знатной горожанке А. Г. Ван дер Мервей. Брак обеспечил художнику положение в обществе, материальное благополучие и, как следствие, свободу творчества.

В архивных документах сохранились упоминания о работе Босха по заказам герцогов Бургундских, об участии в украшении городского собора Св. Иоанна. Он состоял членом религиозного «Братства Богоматери», объединявшего элиту местного общества. Современники и церковь высоко ценили его творчество. Многие из картин, включая «Сад земных наслаждений», были приобретены для королевского собрания в Испании. В 16 в. Инквизиция попыталась объявить их еретическими, но обвинения были опровергнуты.Х. Босх. «Блудный сын». 1500-е гг. Музей Бойманса – ван Бёнингена. Роттердам   Сохранилось немного произведений Босха. Из них лишь семь подписаны и ни одно не датировано художником. Годы создания его картин определяют предположительно, исходя из периодизации творчества.

Ранний (1475—80), средний (1480–1510) и поздний периоды (1510—16). Ранние произведения («Извлечение камня глупости», «Фокусник», «Корабль дураков») – жанрово-аллегорические сценки нравоучительного содержания, с любовно выписанными деталями и гладкой «эмалевой» поверхностью. Композиция «Семь смертных грехов» написана на круглой, как Всевидящее око Бога, столешнице. Людские грехи представлены в виде жанровых сценок. В центре – фигура Христа и надпись. «Берегись, берегись, Бог видит».Х. Босх. «Воз сена». Центральная часть триптиха. 1480–1510. Прадо. Мадрид   В «средний» период созданы наиболее знаменитые большие триптихи, украшавшие алтари церквей. В пространстве многих босховских картин отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как мудрый наблюдатель.

Триптих «Воз сена» – первое произведение нидерландской живописи на сюжет народной поговорки. «Мир – воз сена, каждый тащит с него, сколько может». На левой створке Рай, на правой – Ад, в центре многолюдная процессия во главе с императором и Папой Римским сопровождает повозку с сеном, которую ужасные монстры влекут прямо в ад. Люди в ожесточении дерутся и убивают друг друга за клочок сена. Христос в облаках в отчаянии воздевает руки, созерцая погрязшее во зле человечество. Босх создаёт горькую аллегорию жизни, тщеты земных стремлений как следствие проклятия рода человеческого, которое представлено в левой створке алтаря. Искушение Змием и изгнание из Рая Адама и Евы. Художник неоднократно обращался к темам «Се Человек» (Христос перед Пилатом), «Венчание Христа терновым венцом», «Несение креста».

Мучители со сладострастной жадностью наблюдают за страданиями Спасителя. Искажённые злобой людские лица в картинах Босха гораздо страшнее, чем морды адских тварей. Ещё один любимый сюжет – святые, искушаемые дьявольскими силами. В триптихе «Искушение св. Антония» (Лиссабон) призрачный зловещий свет молний озаряет скопище отвратительных тварей, обступающих погружённого в молитву святого. Победа добра и святости над злом представляется хрупкой и неокончательной. В знаменитом триптихе «Сад земных наслаждений» в центре представлен мир, где царят хаос и сладострастие, уводящие людей от пути спасения. Хрупкие, беззащитно-нагие человеческие фигурки оказываются во власти насекомых-монстров, хищных ягод, цветов и камней.

Образы картины обладают убедительностью кошмарного сна. Не случайно сюрреалисты, считавшие Босха своим предтечей, нарекли художника «почётным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени… воплотил бредовое мировоззрение конца Средневековья, исполненное волшебства и чертовщины». Триптихи позднего периода [ «Эпифания» (Богоявление) и «Искушение св. Антония», Прадо] отмечены чувством большего умиротворения. Новаторство искусства Босха, яркость народных типов, поражающие жизненной свежестью бытовые мотивы его картин подготовили почву для формирования нидерландской жанровой живописи. Тающие, полные тонких красочных созвучий пейзажные фоны заложили основу для тональной живописи «малых голландцев».

Его творчество проложило путь реалистическим поискам и в то же время оказалось востребовано в 20 в. Мастерами, открывшими «поэтику абсурда» (от авангарда до постмодернизма).(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Бостон

        (Boston), город на северо-востоке США, на побережье Атлантического океана. В XVIII - конце XIX вв. Крупный политический и культурный центр страны. Основан в 1630. Имеет планировку с чертами радиальной системы, многочисленные парки, полукольцо бульваров (с 1898, план Ч. Элиота). Здания колониального периода - Дом собраний (1729-30), Старый дом штата (1713, перестроен в 1748), Фанейль-Холл (1742-1805). Постройки Ч. Булфинча в стиле классицизма - Дом штата (Капитолий. 1795-98, перестройки д..

Бостонский музей изящных искусств

        один из крупнейших художественных музеев США. Основан в 1870. Коллекция пластики Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, коптских тканей, средневекового искусства Китая, Японии, Индии и стран Передней Азии, американского и европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.Литература. Whitehill W. М., Museum of Fine Arts, Boston. A centennial history, v. 1-2, Camb., 1970. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "..

Босх Хиеронимус

        Бос (Bosch. Собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken) (р. Около 1450-1460 - ум. 1516), нидерландский живописец. Представитель раннего нидерландского Возрождения. Сочетал изощрённую средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, яркими реалистическими новшествами, смело расширял круг и тематику образов. Создал многофигурные религиозные и аллегорические композиции, картины на темы народных пословиц, поговорок и притч ("Искушение св. Антония"..

Ботсвана

        (Botswana), Республика Ботсвана, государство в Южной Африке. Народное искусство Ботсваны изучено мало. Распространена резьба по дереву. Домашняя утварь с резным геометрическим орнаментом, резные ложки с ручками в виде схематических фигурок людей и животных (большей частью жирафов). Из бисера, медной проволоки и железа изготовляются несложные браслеты, бусы и др. Традиционный тип народного жилища - круглые в плане хижины без окон, с коническими тростниковыми или соломенными крышами с боль..

Дополнительный поиск Босх Босх

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Босх" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Босх, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа