Бразилия

134

        (Brasil), Федеративная Республика Бразилия, государство в восточной и центральной части Южной Америки. От древних индейских культур на территории Бразилии сохранились каменная скульптура, керамика с геометрическим и антропоморфным орнаментом, наскальные изображения. С приходом португальцев (1500) появились города (Салвадор, Рио-де-Жанейро), строились укрепленные сельские усадьбы - фазенды (помещичий дом, церковь, хозяйственные постройки и сараи для рабов). В XVIII в. В районе добычи золота и алмазов (ныне штат Минас-Жерайс) сформировалась самобытная архитектура бразильского барокко, отличавшаяся пластичностью объёмов, богатством цвета, пышностью лепного декора, росписями и золочёной резьбой по дереву в интерьерах (архитектор М.

Ф. Ди Лисбоа, его сын, прозванный Алейжадинью, и др.). В отделке зданий использовались и бело-голубые керамические плитки ("азулежус"), из которых складывались сюжетные композиции. Получили развитие станковая скульптура, отразившая национально-освободительные устремления (Алейжадинью), и декоративная пластика (В. Ди Фонсека-и-Силва). Появилась станковая живопись (М. Да Хоста Атаиди). В XIX в., особенно с провозглашением независимости (1822), в культуре Бразилии усилились светские начала, в архитектуре утвердились принципы французского классицизма (архитектор О. Гранжан де Монтиньи).        Во второй половине XIX - начале XX вв. Разрастались города с пышными постройками в духе европейского эклектизма, а позднее в стиле "модерн".

Живопись (историческая, батальная, портрет, пейзаж) также формировались под влиянием французского классицизма, романтизма и академизма (Н. А. И Ф. Э. Тоне). Во второй половине XIX в. В живописи усилился интерес к национальным образам (В. Мейрелис ди Лима, П. Америку ди Фигейреду-и-Мелу), а затем и к реалистическим изображениям народной жизни (жанрист Ж. Ф. Ди Алмейда Жуниор, портретист Э. Висконти). В XX в. Поиски самостоятельного пути в архитектуре выразились в возрождении форм колониальной эпохи ("неоколониальный стиль") с использованием национальных традиций, а также в новом направлении, стремившемся к применению современной строительной техники и лаконичных геометризованных форм. С конца 30-х гг. Складывалась самобытная бразильская школа архитектуры с характерной экспрессивной пластичностью и живописностью обобщенных криволинейных форм (архитектор О.

Нимейер). Реконструировались старые (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро) и строились новые города (в том числе столица - Бразилия, архитекторы Л. Коста, Нимейер). Контраст между подчёркнуто регулярной жилой застройкой и необычными пластическими формами общественных зданий, сам план города явились новым словом в истории архитектуры и градостроительства. В постройках использовались принципы рациональной планировки, типизации, применялись монолитный железобетон, алюминий, своды-оболочки разной формы, солнцезащитные устройства, ажурные и раздвижные стены, балконы и лоджии, декоративные покрытия. Современные формы часто сочетались с элементами народного зодчества. Здания окружались живописными садами. В 60-70-х гг. Велись широкие градостроительные работы, расширилось промышленное и жилищное строительство (высотные здания, крупные жилые массивы).

В постройках появилось тяготение к замкнутости пространства, строгости форм, массивности деталей, но остались неизменными поиски национальной специфики, интерес к форме и цвету (архитекторы А. Гарсия Роза, Ф. Р. Карвалью, Ж. М. Кардозу и др.).        В 20-х гг. Сложилось новое изобразительное искусство Бразилии (один из его источников - движение "Неделя современного искусства", Сан-Паулу, 1922), в котором искания в духе социального реализма (художники К. Портинари, Тарсила ду Амарал) переплетаются с использованием приёмов новейших европейских течений. Ужасы войны и фашизма разоблачал Л. Сегалл. Драматической выразительностью отличаются демократическая графика (О. Гоэлди, К. Склиар, Р. Кац). Для скульптуры (Б. Джорджи, В. Брешере) характерны колебания между национальными и абстрактно-символическими образами.

Разнообразны виды народного искусства Бразилии - негритянского (статуэтки, многоцветная одежда, домашняя утварь в традициях африканского искусства) и особенно индейского (фигурная керамика, деревянные статуэтки, полихромная роспись хижин тукано, резные зооморфные скамейки карибов, узорное ткачество, плетение, изделия из перьев).Литература. ИСиНМ, т. 1, М., 1962. ВИА, т. 7, 11, М., 1969-73. В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967 (лит.). Pontual R., Dicionбrio das artes plбsticas no Brasil, Rio de J., (1969). Corona E., Lemos C., Dicionбrio da arquitetura brasileira, (Sгo Paulo), 1972. Bardi P. M., Historia da arte brasileira, Sгo Paulo, 1977. Leite J. P. Т., Pintura moderna brasileira, (Rio de J.), 1978.

Lemos C. A., Arquitetura brasileira, Sгo Paulo, 1979. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.).

Значения в других словарях
БПР

        (BPR), первоначально ББПР (BBPR), творческий коллектив итальянских архитекторов XX в. Получил название от заглавных букв фамилий его членов. Джан Луиджи Банфи (Banfi. 1910-45, погиб в фашистском концлагере Маутхаузен), Лодовико Бельджойозо (Belgioioso. P. 1909), Энрико Перессутти (Peressutti. Р. 1908), Эрнесто Натан Роджерс (Rogers. P. 1909). Для творчества БПР (санаторий в Леньяно, 1937-38. Памятник жертвам войны, 1948, и небоскрёб Торре Веласка, 1956-58, - оба в Милане) характерно соче..

Бра

        (от франц. Bras), настенный светильник. Многообразием художественных решений отмечены бра-подсвечники (часто с настенным зеркалом-отражателем) из меди, бронзы, стекла с деревом, выполнявшиеся в XVII - начале XIX вв. Для дворцовых интерьеров, а также электрические бра, нередко из новейших материалов, вошедшие в современный быт. (Источник. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М. М. Издательство "Советская энциклопедия", 1986.). ..

Бразилия (столица)

        (Brasilia), столица Бразилии. Расположена в центральной части Бразильского плоскогорья, на берегу искусственного водохранилища. Строилась в 1957 под руководством архитектора Л. Косты, предложившего оригинальный план города, по очертаниям напоминающий самолёт (в "фюзеляже" - центральные площади с общественными зданиями, в "крыльях" - жилые районы). На центральной треугольной площади Трёх властей - здание Национального конгресса (1960-е гг.), Дворец правительства, здание Верховного суда. Н..

Брак

Ж., см. В ст. Кубизм.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

Дополнительный поиск Бразилия Бразилия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бразилия" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бразилия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа