Брейгель

110

(brueghel) Старший, или «Мужицкий», Питер [между 1525 и 1530 гг., Бреда (по др. Сведениям, деревня Брейгель) – 1569, Брюссель], великий нидерландский живописец и рисовальщик, родоначальник национального пейзажа и жанровой живописи. Жил и работал в Антверпене, с 1563 г. – в Брюсселе. Учился у живописца П. Кука ван Альста, на дочери которого позднее женился. В 1551 г. Был принят в члены Антверпенской гильдии Св. Луки. В 1552—53 гг. Совершил путешествие в Италию. В Риме создана самая ранняя из подписанных картин – «Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере». С 1555 г. Сотрудничал с антверпенским издателем И. Коком, в мастерской которого выпускались серии гравюр по рисункам художника и его великого предшественника Х. Босха.

Влияние Босха ощутимо в некоторых картинах Брейгеля, где словно оживают апокалиптические видения Средневековья («Безумная Грета», «Падение ангелов», «Триумф смерти». Все – ок. 1562 г.). Как и Босх, художник черпал многие темы и образы из народного фольклора («Битва Масленицы и Поста», 1559. «Страна лентяев», 1567).П. Брейгель Старший. «Падение Икара». 1555—58 гг. Королевский музей изящных искусств Бельгии. Брюссель   Сильнейшим впечатлением для Брейгеля стало путешествие через Альпы на пути домой из Италии. Зрелище бескрайнего мира, открывшееся ему, жителю низинных земель, с горных вершин, отныне присутствует почти во всех картинах. Изображённые в них события увидены с высоты птичьего полёта, линия горизонта чуть заметно круглится.

Зритель видит не замкнутый уголок пейзажа, а широкую панораму планеты («Падение Икара», 1555—58). Панорамность видения соединяется с пристальным вниманием к деталям – драгоценным для художника частицам жизни. На природу и человека Брейгель смотрит глазами мудрого философа. Истинно великими в его полотнах предстают труд на земле, жизнь в согласии с законами природы. Погоню за удовольствиями, тщеславие и суету он изображает как безумный, «перевёрнутый» мир людской глупости и слепоты («Игры детей», 1560. «Нидерландские пословицы», 1559). Размышления о смысле бытия человека и человечества воплотились в картинах-притчах («Вавилонская башня», ок. 1563 г. «Две обезьяны», 1562. «Ловушка для птиц», 1565. «Слепые», 1568). Сюжет последней основан на притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам.

«Если слепой ведёт слепого, не упадут ли оба в яму?» Образ шести калек, вслепую бредущих по жизни за столь же незрячим поводырём, жутко реален, как кошмарный сон. Своим творчеством Брейгель стремился исцелить прежде всего не физическую, а духовную слепоту человечества, пробудить в нём разум, открыть красоту и величие мира.П. Брейгель Старший. «Охотники на снегу». 1565 г. Художественно-исторический музей. Вена   Картины Брейгеля были высоко оценены современниками. Покровителями художника и заказчиками его произведений были фактический правитель Нидерландов кардинал А. П. Да Гранвела, купец и коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский учёный-гуманист Абрахам Ортелиус. Для Йонгелинка был создан в 1565 г. Знаменитый цикл «Времена года» (или «Месяцы»).

Впоследствии купец был вынужден продать картины, и часть из них исчезла. Сохранилось пять произведений. «Охотники на снегу», «Хмурое утро», «Жатва», «Возвращение стада», «Сенокос». Пытаясь восстановить замысел художника, некоторые историки искусства считают, что картин было четыре и они изображали времена года, а «Сенокос» написан иным мастером. Другие предполагают, что картин было шесть и каждая представляла по два месяца. Третьи – что цикл состоял из 12 месяцев. В самой известной работе «Охотники на снегу» усталые крестьяне с охотничьими собаками спускаются с холма к родной деревне. Рядом, у входа в трактир, горит костёр, и люди греются у огня. Островок тепла и уюта контрастирует с ослепительно сверкающим снегом, холодной синью неба и застывшего льда.

В хрустально-прозрачном воздухе до самого горизонта, замкнутого цепью гор, видны следы жизни. Заснеженные крыши домов, фигурки людей, катающихся по льду и идущих по дороге. Линии холмов и равнин плавно перетекают из одной картины цикла в другую. Помещённые на стенах квадратного зала, они сливались в замкнутую панораму, и зритель ощущал себя в центре круговращения Вселенной, в которой смена месяцев и времён года лишь подчёркивает неизменность вечных законов мироздания.П. Брейгель Старший. «Нидерландские пословицы». 1559 г. Государственные музеи. Берлин   В циклах картин на темы крестьянской жизни («Крестьянская свадьба», 1568. «Крестьянский танец», варианты 1566 и 1568 гг.) крестьяне предстают детьми природы, сильными своей стихийной мощью, связью с землёй.

В их облике подчёркнуто не индивидуальное, а типичное, взгляды скрыты низко надвинутыми шляпами и платками. Суровые будни Нидерландов под игом испанцев воплотились в картинах, где в образах библейских персонажей представлены жестокие завоеватели и беззащитные деревенские жители («Избиение младенцев», ок. 1566 г.). В «Несении креста» (1564), «Поклонении волхвов» (1567), «Обращении Савла» (1560-е гг.) главные герои с трудом различимы среди толп людей. Художник подчёркивает незаметность происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя переживание события зрителем. В «Несении креста» фигура падающего под тяжестью ноши Иисуса, затерянная в глумящейся над ним толпе, является для художника подлинным центром и смыслом человеческой истории.П.

Брейгель Старший. «Слепые». 1568 г. Национальный музей и галерея Каподимонте. Неаполь   Учениками Брейгеля, продолжившими дело отца, были его сыновья Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Бархатный. Многие картины художника, не дошедшие до наших дней, известны по копиям П. Брейгеля Младшего.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Брауэр Адриан

        Броувер (Brouwer) (1605/1606 - 1638), фламандский живописец. Мастер бытового жанра. Представитель демократической линии в искусстве фламандского барокко. Около 1621 переехал в Голландию, работал преимущественно в Харлеме (около 1623-24, в мастерской Ф. Халса) и Амстердаме. С 1631 жил в Антверпене. Писал главным образом сцены попоек и драк, курильщиков и картёжников в грязных, мрачных трактирах, с беспощадной правдивостью раскрывая тёмные стороны народной жизни. Вместе с тем в грубоватых ..

Бредикис Витаутас Юстино

        (р. 1930), советский архитектор. Народный архитектор Литовской ССР (1984). Учился в Художественном институте Литовской ССР (1949-55). Преподаёт там же. Автор проектов планировки и застройки значительных градостроительных комплексов (жилой район Лаздинай в Вильнюсе, 1965-66, 1969-73, с соавторами. Ленинская премия, 1974), отличающихся выразительностью объёмно-пространственных решений, хорошо сочетающихся с рельефом местности и зелёными насаждениями. (Источник. «Популярная художественная э..

Брейгель Питер

        (точнее, Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Около 1525-30 - ум. 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). В своём творчестве отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь и настроения народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перер..

Брёйер Марсель Лайош

        Бройер (Breuer) (р. 1902), американский архитектор. Один из лидеров функционализма. Учился и работал в Германии в "Баухаузе" (1920-28). Стремился к чёткости архитектурной композиции, ясной структурности сооружений, компактности планов и объёмов (универмаг "Де Бейенкорф" в Роттердаме, 1956-57. Здание ЮНЕСКО в Париже, 1953-57, совместно с Б. Зерфюссом и П. Л. Нерви).Сочинения. Buildings and projects. 1921-1961, L., 1962.Литература. М. Breuer. Ausstellung in Bauhaus-Archiv. (Katalog), В., (..

Дополнительный поиск Брейгель Брейгель

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брейгель" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брейгель, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа