Брейгель Питер

122

        (точнее, Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (р. Около 1525-30 - ум. 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI в. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и Брюсселе (с 1563). В своём творчестве отразил с наибольшей силой и глубиной жизнь и настроения народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Брейгель творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. Брейгель часто черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок ("Детские игры", 1560, Музей истории искусств, Вена), народные пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких раздумий о судьбах своей страны и народа.

В творчестве Брейгеля сложно переплелись грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и ярких по цвету полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена) Брейгель с середины 60-х гг. Перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету. Главный герой произведений Брейгеля (сатирические рисунки, религиозные, аллегорические и жанровые картины) - постоянно движущаяся народная масса.

Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия. В форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец" - оба в Музее истории искусств, Вена). Во многих картинах Брейгеля косвенно запечатлены страдания нидерландского народа под испанским игом, война и разрушения, зверства испанцев ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон. "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор породил в отдельных произведениях Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся в фантастических картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета", 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен), горьких иносказаниях ("Сорока на виселице", 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), в полных глубокого трагизма символически обобщённых образах ("Слепые", 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов, исполненных гармоничного красочного единства. Творчество Брейгеля заложило основу развития национальной нидерландской школы реалистичной пейзажной живописи. Выполненные Брейгелем пейзажи с бескрайними просторами равнин, речных долин, холмов и перелесков, в которых природа изображается в органичной связи с жизнью населяющих её трудовых людей, исполнены смелых реалистичных наблюдений, тонко передают пространство и изменчивость световоздушной среды, воссоздают состояние жизни природы в различное время дня и года.

В поздних произведениях Брейгеля исчезает многоцветность, число фигур сокращается. Обобщенные силуэтные изображения людей гибко и естественно вписываются в ландшафт, исполненный строгой гармонии и выдержанный в землистых, серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенках, тяготеющих к тональному единству ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" - все 1565, Музей истории искусств, Вена). Отмеченное исключительной широтой и глубиной охвата жизненных явлений, ярко реалистическое и демократичное творчество Брейгеля оказало огромное влияние на нидерландское искусство и заложило основы развития реалистического направления в искусстве Голландии и Фландрии XVII в..

Значения в других словарях
Бредикис Витаутас Юстино

        (р. 1930), советский архитектор. Народный архитектор Литовской ССР (1984). Учился в Художественном институте Литовской ССР (1949-55). Преподаёт там же. Автор проектов планировки и застройки значительных градостроительных комплексов (жилой район Лаздинай в Вильнюсе, 1965-66, 1969-73, с соавторами. Ленинская премия, 1974), отличающихся выразительностью объёмно-пространственных решений, хорошо сочетающихся с рельефом местности и зелёными насаждениями. (Источник. «Популярная художественная э..

Брейгель

(brueghel) Старший, или «Мужицкий», Питер [между 1525 и 1530 гг., Бреда (по др. Сведениям, деревня Брейгель) – 1569, Брюссель], великий нидерландский живописец и рисовальщик, родоначальник национального пейзажа и жанровой живописи. Жил и работал в Антверпене, с 1563 г. – в Брюсселе. Учился у живописца П. Кука ван Альста, на дочери которого позднее женился. В 1551 г. Был принят в члены Антверпенской гильдии Св. Луки. В 1552—53 гг. Совершил путешествие в Италию. В Риме создана самая ранняя из под..

Брёйер Марсель Лайош

        Бройер (Breuer) (р. 1902), американский архитектор. Один из лидеров функционализма. Учился и работал в Германии в "Баухаузе" (1920-28). Стремился к чёткости архитектурной композиции, ясной структурности сооружений, компактности планов и объёмов (универмаг "Де Бейенкорф" в Роттердаме, 1956-57. Здание ЮНЕСКО в Париже, 1953-57, совместно с Б. Зерфюссом и П. Л. Нерви).Сочинения. Buildings and projects. 1921-1961, L., 1962.Литература. М. Breuer. Ausstellung in Bauhaus-Archiv. (Katalog), В., (..

Бренна Викентий (Винченцо) Францевич

        (1745-1820), художник- декоратор и архитектор. Итальянец по происхождению. Работал в Польше (1780-83) и России (1783-1802). В 90-х гг. Надстраивал галереи и оформлял интерьеры дворца в Павловске, а также частично перестроил дворцы в Гатчине и Петербурге (Каменноостровский дворец), заново отделав их интерьеры. Лучшее произведение Бренны - Румянцевский обелиск на Марсовом поле (1798-99. Ныне у здания АХ в Ленинграде). В 1797-1800 по проекту В. И. Баженова строил Михайловский (Инженерный) з..

Дополнительный поиск Брейгель Питер Брейгель Питер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брейгель Питер" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брейгель Питер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 14 символа