Брунеллески

110

(brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция – 1446, там же), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер эпохи Раннего Возрождения. Один из создателей научной теории перспективы. Творческую деятельность начал как скульптор. Участвовал в конкурсе на право выполнить новые двери флорентинского баптистерия (бронзовый рельеф «Жертвоприношение Авраама», 1401). Проиграв в конкурсе Л. Гиберти, сосредоточил внимание на архитектуре, мечтая возродить величие зодчества Древнего Рима.Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьорево Флоренции. 1420—36 гг.   Самое знаменитое произведение Брунеллески – купол флорентинского собора Санта-Мария дель Фьоре (1420—36), увенчавший базилику, начатую в кон. 13 в. Арнольфо ди Камбио.

В 14 в. Собор расширили и достроили до основания восьмиугольного барабана диаметром ок. 42 м. В то время не было технических возможностей возвести огромные леса для погашения сил распора (давления) купола на относительно тонкие стены. Отказавшись от лесов, Брунеллески создал систему самоопоры купола в ходе его возведения. Всю ответственность за техническую сторону он впервые в истории архитектуры взял на себя, строители только выполняли его указания. Свой строительный метод вывел из «приёмов древнеримской каменной кладки», которые изучал на развалинах Рима. Но придал своему произведению отличную от античных купольных сооружений, заострённую кверху, напоминающую о готике форму. Для облегчения веса купол был сделан пустотелым и состоял из двух оболочек.

Более толстая нижняя являлась несущей, более тонкая верхняя – защитной. Оболочки были связаны между собой нервюрами и погашающими распор горизонтальными кольцами. Белые рёбра нервюр на фоне ярко-красной черепицы зрительно облегчают каменную массу огромного купола. Он не давит на здание, а как бы парит в воздухе, словно бутон волшебного цветка с ещё не распустившимися лепестками. Первой истинно ренессансной постройкой Брунеллески стал Воспитательный дом во Флоренции (Оспедале дельи Инноченти, 1421—44). Фасад здания превращён в воздушную аркаду, опирающуюся на тонкие коринфские колонки. Она связывает воедино пространство дома и находящейся перед ним площади. Лестница из нескольких ступеней почти во всю ширину фасада приглашает вступить под своды галереи.

Под длинной лентой карниза в центре стены, подчёркивающего её горизонтальную протяжённость, вставлены цветные майоликовые медальоны с изображениями младенцев (скульптор Андреа делла Роббиа), придавшие зданию нарядность.Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во во дворе монастыря Санта-Кроче во Флоренции. Начата в 1429 г.   В 1421—28 гг. Брунеллески построил Старую сакристию (ризницу) церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, впервые создав характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена античной ордерной системой. В интерьере капеллы Пацци во дворе монастыря Санта-Кроче (начата в 1429 г.) белые грани оштукатуренных стен подчёркивают идеальную кубичность пространства.

Пилястры и арки, облицованные серым флорентинским камнем, красиво расчерчивают поверхность. Сине-белые майоликовые рельефы Луки делла Роббиа и самого Брунеллески смягчают благородную строгость убранства. Церковь Санто-Спирито, задуманная в 1436 г., была построена уже после смерти мастера с искажением первоначальных замыслов.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Бродский Исаак Израилевич

        (1883/1884 - 1939), советский живописец и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Учился в Одесском художественном училище (1896-1902) и в петербургской АХ (1902-08) у И. Е. Репина. Член Союза русских художников, АХРР (с 1924). Профессор (с 1932), директор (с 1934) Всероссийской АХ в Ленинграде. В дореволюционную эпоху Бродский исполнил ряд острополитических, направленных против самодержавия произведений (карикатуры для сатирических журналов, 1905-07. Эскиз картины "Красные по..

Бронзино Анджело (Аньоло)

        (Bronzino. Собственно ди Козимо ди Мариано, di Cosimo di Mariano) (1503-1572), итальянский живописец. Представитель маньеризма. Автор парадно-аристократических портретов, в которых отчуждённость, замкнутость образов подчёркнута торжественной застылостью композиции, острым рисунком, холодным, высветленным колоритом, бесстрастной точностью деталей (портреты Козимо I Медичи, 1545, Элеоноры Толедской с сыном, около 1545, - оба в Уффици), картин на религиозные и мифические темы, фресок (в Пал..

Брунеллески Филиппо

        Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) (1377-1446), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Один из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Работал во Флоренции. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) - первый крупный памятник ренессансного зодчества и достиже..

Бруни

Фёдор Антонович (1799, Милан – 1875, Санкт-Петербург), русский живописец и график, итальянец по происхождению. Автор исторических картин и монументальных росписей. Представитель классицизма и академизма. Учился в Петербургской академии художеств (1809—18) у А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. Профессор (с 1836 г.) и президент (1855—71) АХ. В 1818—36 и 1838—41 гг. Работал в Италии. В 1849 г. Был назначен хранителем Эрмитажа. Благодаря его трудам, музей имеет прекрасное собрание нидерла..

Дополнительный поиск Брунеллески Брунеллески

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брунеллески" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брунеллески, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа