Брюллов

114

Карл Павлович (1799, Санкт-Петербург – 1852, Марчано, близ Рима), выдающийся русский живописец и график, мастер исторической картины, портретист. Представитель романтизма. Сын академика Петербургской академии художеств П. И. Брюлло, француза по происхождению, резчика по дереву. Первые уроки получил от отца. Учился в АХ (1809—21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823—35 гг. Жил и работал в Италии. В 1835 г. Вернулся в Санкт-Петербург, с 1836 г. Профессор АХ. Работа над росписями Исаакиевского собора (1843—47) привела к тяжёлой болезни, и для поправки здоровья художник вновь уехал за границу (1849). Жил на острове Мадейра, с 1850 г. – в Италии.К. П. Брюллов. «Всадница». 1832 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   В имевшей большой успех ученической картине «Нарцисс» (1819) красота рисунка и светотени, знание античной скульптуры соединились с непосредственным наблюдением натуры в пейзаже.

За дипломную работу «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» (1821) получил Большую золотую медаль. В 1822 г. Вместе со старшим братом Александром отправился в Италию на средства Общества поощрения художеств. Работал над копией (в натуральную величину) фрески Рафаэля «Афинская школа» (1825—28), что дало ему возможность изучить технику старых мастеров, познать законы монументального искусства. В Италии написаны поэтичные, полные чувственной красоты и правды жизни «Итальянское утро» (1823) и «Итальянский полдень» (1827), картина на библейский сюжет «Вирсавия» (1832) и знаменитая «Всадница» – большой парадный портрет воспитанниц графини Ю. П. Самойловой сестёр Джованнины и Амацилии Паччини. Вздыбившийся конь, выбежавшая на балкон девочка, снующие собаки, развевающаяся вуаль шляпы – всё полно романтического, взволнованного движения.

В 1827 г. В Неаполе Брюллов познакомился с А. Н. Демидовым, который заказал художнику картину на тему гибели древнеримского города Помпеи, уничтоженного в 79 г. Извержением вулкана Везувий. Брюллов изучал предметы, найденные при раскопках, читал в подлиннике описания очевидца событий – римского историка Плиния Младшего. Через три года напряжённой работы (художник работал по 20 часов в день и нередко падал возле картины без чувств), родилось грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1830—33), потрясшее современников.К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи». 1830—33 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   Тема, выбранная художником, характерна для романтизма. Неумолимый рок, бессилие людей перед могучей стихией.

Масса народа, толпа впервые становится главным действующим лицом. Брюллов наделяет персонажей картины величием души, благородством и самоотверженностью. В минуту неминуемой гибели жених пытается спасти невесту. Воин и мальчик – разбитого параличом старика, мать – своих дочерей. В центральных образах прекрасной погибшей женщины и поднимающегося с земли младенца – трагическое сопоставление жизни и смерти, гибнущего старого античного мира и зарождающегося нового. Один из персонажей – античный живописец с ящиком красок – автопортретный образ самого художника, пережившего всё происходящее словно наяву. В картине сохраняются некоторые черты классицизма – идеально прекрасные, как статуи, фигуры, условное «пирамидальное» построение групп.

Но небывалая смелость в передаче сложнейшего освещения, сопоставление пламени извергающегося вулкана и холодной вспышки молнии поразили современников.К. П. Брюллов. «Семья итальянца». Акварель. 1830 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва   По требованию царя художник вернулся в Россию. По пути на родину посетил Грецию и Турцию, откуда привёз множество прекрасных акварелей. Публичная демонстрация в Санкт-Петербурге картины «Последний день Помпеи» стала событием общественной жизни. В честь Брюллова устраивались торжественные собрания, слагались гимны, его приветствовали поэты Е. А. Баратынский и А. С. Пушкин. Н. В. Гоголь отозвался о картине восторженной статьёй (1834). «Великий Карл», как его теперь называли, мечтал написать картину на сюжет из русской истории.

Начал работать над полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839—43). Картина не была закончена.К. П. Брюллов. «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью А. Паччини». Ок. 1842 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург   В 1830—40-е гг. В творчестве Брюллова особое место занимает портрет («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приёмной дочерью А. Паччини», ок. 1842 г. Портреты скульптора И. И. Витали, 1836. Баснописца И. А. Крылова, 1841. Писателя Н. В. Кукольника, 1836—37). На деньги, вырученные от продажи «Портрета В. А. Жуковского» (1838), освободил от крепостной зависимости поэта Т. Г. Шевченко. Последней работой, созданной в России, стал «Автопортрет» (1848).

На зрителя смотрит усталый, разочарованный в жизни человек. Красивое бледное лицо и прекрасная, печально опущенная кисть руки выделяются на красном фоне. Уехав за границу, Брюллов побывал в Германии, Англии, Испании. В Италии создан последний шедевр – «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» (1851). Творчество Брюллова оказало огромное влияние на русское искусство второй пол. 19 в., породив множество подражаний. В качестве профессора АХ он проявил себя как выдающийся педагог, создав школу последователей (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.). Поддержал первые шаги в искусстве П. А. Федотова. Обилие поздних подражателей его творчеству, превративших образные находки Брюллова в штампы салонного искусства, вызвало протест передвижников.(Источник.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Брэнгвин Фрэнк

        Брэнгуин (Brangwyn) (1867-1956), английский график и живописец. Представитель прогрессивного демократического направления в английском искусстве первой половины XX в. Учился в Художественной школе южного Кенсингтона. В 1882-84 работал в мастерской У. Морриса. В картинах ("Похороны на море", 1904, Художественная галерея, Глазго), монументальном панно ("Современная торговля", 1906, Королевская биржа, Лондон), офортах большого формата ("Постройка корабля", 1912. "Тауэрский мост", 1913) восс..

Брюгге

        (флам. Brugge, франц. Bruges), город в Бельгии, в провинции Западная Фландрия. Упоминается с VII в. Архитектурное своеобразие средневековой части Брюгге ("Северной Венеции") придают старинные узкие дома, церкви и башни, многочисленные каналы с горбатыми мостами. На площади Гроте-маркт - Суконные ряды (1248-1364) с городской башней (1283-1482), на площади Бург - ратуша (1376-1421) и капелла Святой крови (около 1480). Среди церквей - собор Синт-Салватор (XII-XVIII вв.), Онзе-ливе-Врау-экер..

Брюллов Александр Павлович

        (1798-1877), русский архитектор, рисовальщик, акварелист. Представитель позднего классицизма. Брат К. П. Брюллова. Учился у своего отца - мастера декоративной резьбы, затем в петербургской АХ (1810-21. Преподавал в 1831-71), Изучал архитектуру в Италии (1822-26) и Франции (до 1830). Построил в Петербурге Михайловский театр (1831-33) и здание Штаба гвардейского корпуса (1837-43), Пулковскую обсерваторию близ Петербурга (1834-39). В ряде работ прибегал к стилизации под различные историческ..

Брюллов Карл Павлович

        (1799-1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823-35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове Мадейра, с 1850 вновь в Италии. Искусство Брюллова отмечено стремлением к обновлению русской живописи, взволнованным романтическим утверждением ярких и сильных эмоций, ощущением драматичности и противоречивости исторических столкновений. Уже в ранних произ..

Дополнительный поиск Брюллов Брюллов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брюллов" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брюллов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа