Ван Эйк Ян

191

        (van Eyck) (около 1390 - 1441), нидерландский живописец. Главный представитель и один из родоначальников искусства Раннего Возрождения в Нидерландах. В 1422-24 работал над украшением графского замка в Гааге, с 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию. Около 1430 поселился в Брюгге.        Наиболее крупное произведение Ван Эйк - знаменитый "Гентский алтарь" (полиптих в соборе св. Бавона в Генте). Согласно позднейшей надписи на алтаре, начал его живописец Хуберт Ван Эйк и окончил в 1432 Ян (Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х гг. В Генте, где умер в 1426).        Вопрос о творчестве Хуберта Ван Эйка и его участии в работе над "Гентским алтарём" остаётся спорным.

По мнению большинства учёных, Хуберт мог лишь начать работу над центральными частями алтаря, но в целом алтарь выполнен Яном Ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен архаичных черт, "Гентский алтарь" открывает собой новую эпоху в истории нидерландского искусства. Религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы. С исключительной реалистичной смелостью и неприкрашенной правдой изображены на алтаре обнаженные фигуры Адама и Евы. Фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках отличаются объёмностью и пластической осязаемостью. Тонкой поэтичностью и мастерством в передаче пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сценах поклонения Агнцу.        Вершина творчества Ван Эйка - монументальные алтарные композиции ("Мадонна канцлера Ролена", около 1436, Лувр.

"Мадонна каноника ван дер Пале", 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. Кампена и др.), Ван Эйк превращает традиционную сцену поклонения божеству в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. Ван Эйка интересует в равной мере и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В композициях Ван Эйка существенную и равнозначную роль играют портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем смелая обобщённость живописи выявляют особенности и красоту каждого предмета, обретающего реальный вес и объём, характерную фактуру поверхности.

Детали и целое находятся в органичной взаимосвязи. Архитектурные детали, предметы обстановки, цветущие растения, драгоценные камни и ткани, украшающие одежду богоматери и поклоняющихся ей фигур, как бы воплощают в себе частицу бесконечной красоты мироздания. Исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в "Мадонне канцлера Ролена" воспринимается как собирательный гармоничный образ Вселенной. Искусство Ван Эйка проникнуто глубоким пониманием логической закономерности всего существующего, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение поставленных Ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых художественных средств.

Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи, используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил Ван Эйку достигнуть исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, а также тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи.        Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр.

В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств ("Тимофей", 1432, "Человек в красном головном уборе", 1433, - оба в Национальной галерее, Лондон. Портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Портретные образы художника отражают глубокое осознание достоинства и ценности человеческой личности. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет, изобразив купца Дж. Арнольфини с женой в центре небольшой, исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).        Творчество Ван Эйка, основанное в значительной мере на религиозных представлениях, отразило вместе с тем осознание красоты, многообразия и ценности реального бытия и послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.

Оно в большой степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг её интересов и проблем. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др.)..

Значения в других словарях
Ван Дейк Антонис

        (van Dyck) (1599-1641), фламандский живописец. Мастер портретной живописи. Учился с 1609 у X. Ван Балена, в 1615-16 имел собственную мастерскую. Около 1618-20 работал помощником П. П. Рубенса. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем). В конце 1620 - начале 1621 работал при дворе английского короля Якова I. В этот период ("Семейный портрет", 1621,..

Ван Эйк

Ян, см. Эйк Ян ван.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.). ..

Ванвителли Луиджи

        (Vanvitelli) (1700-1773), итальянский архитектор неаполитанской школы. Творчество В. Знаменует переход от барокко к классицизму. В его постройках барочная пластичность декора и динамизм пространственной организации сочетаются с классицистической строгостью и плоскостностью фасада (Палаццо Реале в Казерте, близ Неаполя, начато в 1752).Литература. Vita di L. Vanvilelli. A cura di M. Rotili, Napoli, 1975. Carreras P., Studi su L. Vanvitelli, Firenze, 1977. (Источник. «Популярная художествен..

Вараксин Владимир Николаевич

        (1901-1980), советский архитектор. Заслуженный строитель БССР (1961). Учился в ленинградской АХ (1928-32) и в ЛИИКСе (1932-34). Преподавал в Белорусском политехническом институте в Минске (с 1937). Автор общественных и жилых построек в Минске и других городах БССР (здание ЦК КП Белоруссии в Минске, 1940-47, совместно с архитектором А. П. Воиновым. Кинотеатр "Родина" в Могилёве, 1939, кинотеатр в Гомеле, 1944-48).. ..

Дополнительный поиск Ван Эйк Ян Ван Эйк Ян

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Эйк Ян" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Эйк Ян, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 10 символа