Веласкес

146

(velasquez) Диего Родригес де Сильва (1599, Севилья – 1660, Мадрид), выдающийся испанский живописец, портретист. Представитель стиля барокко. Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился у Ф. Де Эрреры Старшего. В возрасте 11 лет стал учеником известного севильского художника Ф. Пачеко, на дочери которого женился в 1618 г. До 1623 г. Работал в Севилье. Писал бодегоны (бытовые картины. От исп. Bodegyn – трактир, харчевня), изображая самые обыденные вещи – деревенскую глиняную утварь, кухни и рынки («Завтрак», 1618. «Севильский водонос», 1618—19. «Старая кухарка», 1619—20). Ранние произведения отмечены влиянием живописи Караваджо. Образы людей из низов наделены в них подлинным благородством.Д. Веласкес. «Сдача Бреды». 1634 г.

Прадо. Мадрид   В 1623 г. Переехал в Мадрид, где при содействии всесильного министра графа Оливареса был назначен придворным живописцем Филиппа IV с исключительным правом писать портреты короля. Знакомство с П. П. Рубенсом, прибывшим с дипломатической миссией в Мадрид, и поездка в Италию (кон. 1629 – нач. 1631 г.) способствовали совершенствованию мастерства Веласкеса. Созданные на рубеже 1620—30-х гг. Мифологические картины во многом близки по стилистике к бодегонам («Вакх. Пьяницы», 1628—29. «Кузница Вулкана», 1630). Олимпийские боги похожи в них на простых деревенских жителей. «Сдача Бреды» (1634), предназначенная для королевского дворца Буэн-Ретиро, – одно из самых значительных произведений исторического жанра в европейском искусстве.

Главнокомандующий голландских войск Ю. Фон Нассау передаёт ключи от г. Бреды победившему испанскому полководцу маркизу А. Де Спинола. Веласкес впервые акцентирует не торжество победителей над поверженными врагами, а мужество и чувство собственного достоинства, равно присущее голландским и испанским солдатам и офицерам, и рыцарское великодушие Спинолы по отношению к Нассау. В Риме Веласкес написал две работы в нехарактерном для испанской живописи 17 в. Жанре пейзажа («Вилла Медичи в Риме. Полдень». «Сад виллы Медичи в Риме. Вечер»).Д. Веласкес. «Портрет Филиппа IV в серебряном одеянии» («Серебряный Филипп»). Ок. 1632 г. Национальная галерея. Лондон   По возвращении в Мадрид художник исполнил более 40 портретов короля. Почти на всех Филипп IV изображён в испанском гофрированном воротнике из жёсткого льна, который придумал он сам («Портрет Филиппа IV в серебряном одеянии», ок.

1632 г.). Во многих работах король и его наследники представлены на охоте («Кардинал-инфант Фердинанд Австрийский в охотничьем костюме», 1635). В парадных конных портретах на вздыбившихся конях, с полководческими жезлами в руках, на фоне величественного горного пейзажа представлены не только король и граф Оливарес, но и маленький принц Балтасар-Карлос («Конный портрет Оливареса», 1634. «Конный портрет Филиппа IV», «Принц Балтасар-Карлос на коне». Оба – 1635). В изображённых с мудрой непредвзятостью придворных шутах и карликах, служивших королевскому двору для потехи (серия портретов «Хуан Австрийский», «Эль Бобо», «Эль Примо» и др. Все – 1631—48), проникновенно раскрыты их человеческие качества.Д. Веласкес.

«Менины». 1656 г. Прадо. Мадрид   В 1649—51 гг. Веласкес вновь путешествовал по Италии (от Милана до Венеции) со своим учеником Хуаном Парехой, приобретая для королевской коллекции картины Тициана, Тинторетто, Веронезе и др. Мастеров, а также произведения скульптуры. В Риме Веласкес исполнил «Портрет Х. Парехи» (1650), в котором белый воротник эффектно контрастирует с чёрными волосами и медно-красным цветом лица мавра, тёмные глаза пылают с выразительной силой. По желанию художника, Пареха ходил по домам знатных итальянцев со своим изображением, дабы те могли убедиться в исключительном портретном сходстве. Работа выставлялась в Пантеоне вместе с самыми прославленными произведениями. Веласкес был избран членом Академии Св.

Луки. В Риме был создан шедевр его портретной живописи – «Портрет Папы Иннокентия X» (1650), о котором сам священнослужитель сказал. «Слишком правдиво!»Д. Веласкес. «Эль Примо». 1631—48 гг. Прадо. Мадрид   Картина «Менины» (1656) была знаменита уже при жизни Веласкеса. Португальским словом «менины» называли фрейлин королевских детей. На первом плане картины изображена инфанта Маргарита со своими придворными в мастерской Веласкеса в замке Алькасар. Фрейлина донья Мария Августина Сармьенто преклонила колено у ног инфанты, подавая ей кувшинчик с водой. Позади принцессы – донья Исабель де Веласко. Около неё – карлица Мари Барбола и карлик Николасито Пертусато. Далее – собака-мастиф, которую мальчик выталкивает ногой прямо на зрителя.

Веласкес стоит слева с кистью и палитрой за высоким холстом. На стене комнаты развешаны картины, среди которых находится зеркало. На его туманно мерцающей поверхности видны отражения короля Филиппа IV и королевы Марии-Анны Австрийской. Картина, которую пишет Веласкес, обращена к зрителю задником. Что изображено на ней, навсегда останется тайной, которую пытались и пытаются разгадать историки искусства. В одной из последних работ «Пряхи» (ок. 1657 г.) мифологический сюжет (состязание ткачихи Арахны с богиней Афиной, превратившей девушку в паука) решён как жанровая картина. Изображены работницы королевской фабрики гобеленов, на заднем плане придворные дамы любуются шпалерой. Картина полна воздуха и света, растворяющего фигуры.

Миф и реальность сливаются в волшебном красочном действе. Творчество Веласкеса – вершина испанской живописи 17 в. И одно из значительнейших явлений мирового искусства.(Источник. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. Проф. Горкина А.П. М. Росмэн. 2007.).

Значения в других словарях
Веймар

        (Weimar), город в ГДР, в округе Эрфурт. Впервые упоминается в 975. Облик Веймара во многом определяется живописными парками (крупнейший - парк Гёте) и зданиями XVI-XVIII вв. Дом Кранаха (около 1526), большой герцогский дворец (ныне музей. Перестроен в 1790-1803, классицизм), дворец Бельведер (1726-32), Национальный музей Гёте (1709-94), Немецкий национальный театр (1906-08), Высшая школа архитектуры и строительства (1904-07, архитектор Х. К. Ван де Велде). Дома-музеи Ф. Шиллера, Ф. Листа..

Веймарн Борис Владимирович

        (p. 1909), советский историк искусства, художественный критик, востоковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), действительный член АХ СССР (1973), доктор искусствоведения (1968), профессор (1973). Специалист по искусству народов СССР и зарубежного Востока. В своих трудах - "Искусство Средней Азии" (1940), "Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв." (1974) и др. - многогранно осветил картину исторического развития искусства средневекового и современного Ближнего и Среднего Вост..

Веласкес Диего

        Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) (1599-1660), испанский живописец. Учился в Севилье у Ф. Де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье. Обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, создал галерею ярко характерных народных типов "бодегонес" (от исп. Bodegуn - харчевня) - сцены из народной жизни ("Завтрак", около 1617-18, ГЭ). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, интерес к..

Велде

        (van de Velde), семья голландских живописцев XVII - начала XVIII вв. Эсайас ван де Велде (р. Около 1590/1591 - ум. 1630). Работал в Харлеме и Гааге. Стал одним из создателей национальной школы реалистического пейзажа. Писал виды городов и деревень, стремясь к точной передаче образа и состояния природы, её связи с жизнью людей. В колористических исканиях пришёл к тональной живописи, воссоздающей влажность воздуха и мягкую светотеневую игру ("Дюнный пейзаж", 1629, Государственный музей, Ам..

Дополнительный поиск Веласкес Веласкес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веласкес" в словаре Художественная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веласкес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа